К сожалению, большинство водителей не уделяют особого внимания, как выбору, так и срокам замены антифриза. Ведь его, как правило, обновляют гораздо реже, нежели моторное масло — один раз в пять лет. Между тем, от качества охлаждающей жидкости зависят не только продолжительность жизни радиаторов и помпы, но и ресурс, а также экономичность самого двигателя. Поэтому к составу антифриза изначально предъявляются довольно высокие требования, а покупать нужно именно тот продукт, который рекомендован для конкретного двигателя конкретного автомобиля.
Напомним, что все антифризы, которые используются автопроизводителями для заводской заливки, состоят из четырех компонентов. Это — чистая, лишенная примесей вода, этиленгликоль, пакет присадок и краситель. Первых двух ингредиентов в этом коктейле используется примерно поровну, а на присадки приходится порядка 2,5-5% от общей массы. Краситель добавляется любого цвета, какой только пожелает заказчик.
Поэтому первое правило — никогда не выбирайте антифриз по цвету. Он может быть любого колера. Ведь все ингредиенты антифриза — прозрачные, а краситель добавляется исключительно для того, чтобы составы от разных производителей хоть чем-то внешне отличались, кроме как этикеткой и цветом канистры.
Основной критерий выбора — допуск охлаждающей жидкости, по аналогии с моторными маслами. Он прописан в руководстве по эксплуатации вашей машины. Поэтому либо оригинал, либо ребренд оригинала. В противном случае заметно уменьшится ресурс всех элементов системы охлаждения, повысится расход топлива и сократится срок службы моторного масла.
Почему мы неоднократно акцентируем на допуске для конкретного автомобиля? Дело в том, что на сегодняшний день автопроизводители применяют три основных типа антифризов: карбоксилатные, лобридные и гибридные. Например, если взять «охлаждайку» компании Volkswagen и группы VAG, то G11 гибридный, G12/G12+ карбоксилатные, а G12++ и G13 — лобриды. В основе гибридов как пакет присадок используются минеральные соли, такие как силикаты, фосфаты, нитраты, молибдаты и бораты. В карбоксилатных антифризах — соответственно органические кислоты и их соли, а лобриды — это органические антифризы, в которые до 10% пакета присадок созланы на основе минеральных солей (силикатов или фосфатов).
При этом все антифризы работают по-разному. Например, гибриды образуют тонкую пленку для защиты от коррозии деталей системы охлаждения, а карбоксилаты действуют только на отдельный очаг возникновения ржавчины. Поэтому для различных моделей и марок машин применяется исключительно свой антифриз. А какой? Вы узнаете из инструкции по эксплуатации.
Покупая охлаждающую жидкость для своей машины можно нарваться и на подделку. Надеюсь, чем это грозит объяснять не надо? Поэтому приобретайте товар только в проверенных местах или в крупных специализированных магазинах. Серьезный производитель, как правило, защищает свою продукцию от подделок, используя оригинальную тару, на которой нанесены выпуклые логотипы бренда, а также указывают на этикетке адрес своего сайта и размещают QR-код. В общем, взяв в руки канистру с такой жидкостью, всякие сомнения о контрафакте исчезают.
И забудьте про тосол, если вашему автомобилю менее 15 лет. Дело в том, что он уже не соответствуют современным требованиям — ведь нагрузка на нынешние двигатели стала выше и рабочая температура больше, что учитывают только производители качественных антифризов. Да и срок службы тосола составляет всего два года, в то время как современного антифриза от пяти лет и выше.
Если случится доливать жидкость в систему охлаждения, а под рукой нет нужной марки антифриза, долейте обычной дистиллированной воды — она продается в любой аптеке. А при удобном случае замените жидкость полностью.
Напоследок, заметим, что качественный продукт не может стоить заведомо дешево. Впрочем, потратить в среднем 600-800 руб. за 5 литров антифриза один раз в пятилетку можно. Даже нужно.