Сергей Федоров
Отвечает
эксперт
Не зря говорят, что двигателем прогресса является обычная человеческая лень. Например, появлению автоматических коробок передач мы обязаны американским автолюбителям. Дело в том, что им первым в мире надоело постоянно манипулировать рычагом механической коробки. В общем, есть спрос, будет и предложение. И американские конструкторы всерьез задумались о создании трансмиссии, которая не требует таких сложных манипуляций.

И вот, в начале 50-х годов прошлого века, появились первые автоматические коробки передач с гидротрансформатором. На заре своей юности такие коробки насчитывали две или три ступени. Через десяток-полтора лет стали появляться АКПП с четырьмя передачами. А ближе к концу 90-х автоматическая коробка с пятью ступенями считалась уже нормой. Но прогресс на этом не остановился — новейшие технологии в АКП стремительно набирали обороты. В начале и середине 2000-х были широко распространены 6- и 7-ступенчатые агрегаты. А фирмы-производители уже работали над 8-диапазонными автоматическими коробками передач. Вскоре и они перестали быть редкостью и с автомобилей премиального сегмента постепенно стали перекочевывать на более доступные машины. На сегодняшний день никого не удивишь и 9-ступенчатым «автоматом», а некоторые компании уже анонсируют свои будущие модели с АКП на 11-12 передач. Почему же идет такая гонка вооружений?

Дело в том, что увеличение количества ступеней значительно улучшает динамические и эксплуатационные показатели таких коробок. На больших и мощных автомобилях они обеспечивают лучший разгон, позволяя двигателю держаться в оптимальном диапазоне оборотов. К тому же более широкий выбор передач способствует уменьшению вредных выбросов. С использованием многоступенчатой схемы новых коробок экологи укладываются в современные жесткие нормы. Ну, и, естественно, комфорт. Передачи на современных «автоматах» переключаются мягко и практически незаметно.

Но при этом сама конструкция коробки практически не меняется. Как старая, так и современная АКП состоит из гидротрансформатора, планетарного ряда шестерен с фрикционами и обгонными муфтами, а также гидравлического блока клапанов. Всем этим «составом» заправляет электронный блок управления коробкой, который тесно контактирует с блоком управления двигателем и общим автомобильным БУ. Поэтому увеличение количества ступеней в коробке подразумевает только лишнюю пару шестеренок в планетарной передаче. Все остальное остается практически без изменений. А лишние железки статистику неисправностей АКП обычно не портят. Да и за все 70 лет, которые эти агрегаты производятся, конструкция их отработана до мелочей. Поэтому сегодня они считаются самыми надежными среди автоматических трансмиссий, причем совершенно независимо от числа передач в коробке.