Если на вершине горячей перегонки нефти расположились высокооктановые бензины, то соляра в этой иерархии занимала место чуть выше мазута, который применялся в основном как жидкое топливо в котельных печах и в производстве смазочных материалов. Поначалу солярка использовалось в бытовых целях как топливо для бойлеров, уличных фонарей и печей, как правило, вместо мазута. Но с развитием двигателестроения и совершенствованием автомобильных технологий «солнечное масло» нашло применение в дизельных моторах, в которых топливная смесь воспламеняется от сжатия. В то время мало кто задумывался об экономии и экологии. Поэтому соляра также нашла широкое применение как горючее в моторах сельскохозяйственной и судовой техники, других тихоходных агрегатах.
Но прогресс на месте не стоит. Благодаря тонкой очистке и добавлению различных присадок качество солярки постоянно росло. И то простейшее горючее, которое раньше годилось только для печей и осветительных приборов, уже перешло в ранг, скажем так, более высокопроизводительного топлива. Которое стали называть по его прямой применяемости — дизельным топливом. Однако первоначальное название так приклеилось к новому горючему, что до сих пор многие водители, особенно с очень большим стажем, называют дизельное топливо соляркой.
Если в соляре основные параметры были на определенном, прямо скажем, достаточно низком уровне, то в современном дизельном топливе эти показатели уже довольно высоки. Например, если вязкость находилась в пределах 6-9 сст (сантистоксов), то теперь опустилась до 1,7, а температура застывания стала ниже — до минус 55 для арктического топлива вместо минимальных ранее минус 17. К тому же теперь его никак нельзя назвать «солнечным маслом», опираясь только на цвет — современное дизельное горючее лишь слегка желтоватого оттенка или даже абсолютно прозрачно.
Так что пройдет еще немного времени и обидное слово «солярка» будет полностью вытеснено более точным и определяющим названием — дизельное топливо. И это, пожалуй, правильно.
VK
Facebook