Сергей Федоров
Отвечает
эксперт
Все современные автомобили изначально оснащены каталитическим нейтрализатором, который призван очищать выхлопные газы, выбрасываемые в атмосферу двигателями внутреннего сгорания. Сделано это для того, чтобы меньше загрязнять окружающую среду вредными выхлопами автомобильных моторов. Сегодня в России действуют экологические нормы не ниже Евро-5. Все это, конечно, хорошо. Но сложные системы вывода отработавших газов с катализаторами служат обычно 100 000 — 200 000 км пробега, да и стоят довольно дорого. Поэтому владельцам подержанных машин при выработке ресурса нейтрализатора сервисмены предлагают несколько вариантов решения проблемы.

NINTCHDBPICT000460304774.jpg

Первая версия — традиционная замена детали на новую. Казалось бы, все банально и просто: заказывай нужный комплект запчастей и вперед… Однако замена оригинального катализатора выливается, как правило, в немалую сумму — около 70 000-120 000 рублей в зависимости от марки, модели и возраста автомобиля. Выложить такие деньги владелец видавшей виды иномарки, цена которой немногим больше заменяемой детали, порой не в состоянии. Поэтому в этой ситуации предлагается второй, на наш взгляд, весьма приемлемый и если угодно, вполне компромиссный, вариант: установка универсального нейтрализатора, совместимого с выхлопными системами большинства иномарок. Такие устройства обеспечивают экологическую чистоту на уровне Евро-4 и Евро-5, а также относительную доступность при установке. Например, замена вышедшего из строя штатного элемента на универсальный на машинах с одним катализатором обойдется в 12 000-19 000 рублей. Вот только ресурс такой замены не очень продолжительный — в российских условиях деталь обычно изнашивается через 4-5 лет эксплуатации.

2019-12-26_Mozhno-prodat-bu-katalizator-kompanii-Katalizator-Servis.jpg

Поэтому у нас наиболее распространен третий способ — установка вместо отработавшего своё нейтрализатора так называемой обманки. Она представляет собой пламегаситель, вживленный либо в корпус родного катализатора, либо функционирующий в качестве отдельного устройства. После монтажа пламегасителя необходимо внедрить обманное устройство и на второй датчик лямбда-зонда. Дело в том, что в электронном блоке управления двигателем изначально прописана программа работы мотора с катализатором. А его демонтаж без перепрограммирования ЭБУ приводит к неправильному функционированию ДВС и системы выхлопа. Поэтому вкручиваемый вместо лямбда-зонда специальный датчик, называемый мини-катализатором, обеспечивает нужные сигналы для электронного блока управления двигателем. Кроме механического вмешательства специализированные мастерские предлагают установку электронного контроллера, корректирующего сигнал в соответствии с заложенной в нем программой.

Понятно, что последствия такого вмешательства дают двойственный эффект. С одной стороны, за счет прямотока пламегасителя увеличивается мощность мотора, а с другой — и расход топлива нередко становится выше, да и разговор об экологии носит уже чисто прикладной характер. Хотя двигатель от такого апгрейда вовсе не страдает. Хотя всегда лучше все же ставить родную деталь вместо вышедшей из строя. Да и административное наказание за подобное деяние предусмотрено, пусть и не столь существенное — штраф в размере 500 рублей.