Toyota сокращает план по выпуску гибридной модели Prius
Не успела отгреметь премьера четвертого поколения Prius, ласково прозванного у нас «примусом», не успели объявить об отказе от версии plug-in (с подзаряжаемой от внешнего источника АКБ), не успела машина выйти на родной японский рынок, как менеджеры Toyota ошарашили общественность сообщением о сокращении производственного плана.
Обратимся к сравнительным продажам Prius за последние несколько лет. Вопреки распространенному мнению, Америка далеко не всегда (как в 2014 году) была первым рынком для Prius – на родине гибрид не просто продавался прекрасно, но и несколько раз за последнее десятилетие становился бестселлером рынка.
Пик продаж Prius пришелся на 2012 год, тогда же был поставлен рекорд и по производству: в Японии, откуда Prius расходится по миру, было изготовлено 601 913 экземпляров (незначительное количество для рынка Юго-Восточной Азии собрали на предприятии в Тайланде). В следующем году популярность модели пошла на убыль, а в 2014 году японские продажи упали ниже американских. В первые три квартала 2015 года в Японии зафиксирован спад почти на треть, в Америке – на 12,2%.
Убедиться, что продажи Prius в тех же США лишь косвенно зависят от цены на бензин, которая за последние два года успела упасть, подняться, опять упасть и остановиться на отметке в 61 цент за литр, можно сличив графики. Но факт остается фактом: популярность неподключаемых гибридов сходит «на нет». В Америке за первые 11 месяцев сегмент упал на 16%. Казалось бы, не так много, однако именно детализация дает представление о масштабе бедствия. Из первых 15-ти моделей, на которые приходится почти 92,87% сегмента, не падает только Toyota Highlander Hybrid (15 место), однако все поголовно «приусы», Camry Hybrid, Avalon Hybrid– в минусе. Даже беспроигрышный, как кажется, RAV4 Hybrid, заступивший на смену электрическому RAV4 EV, который предлагали в лизинг дилеры Калифорнии, стартовал не блестяще и нашел в ноябре всего 64 покупателя.
С 1997 года, когда появился первый Prius, бензиновые двигатели вступили в эпоху даунсайзинга и сильно улучшили свои экологические характеристики, поэтому за исключением не всегда достижимой на практике экономии горючего, слабосильный гибрид с тяжелой батареей на борту, не дает ровным счетом ничего. Неподключаемые гибриды первыми из экологичных авто взошли на автомобильную сцену, проложили дорогу plug-in-гибридам и «электричкам». Первыми они и уйдут…