60-летний юбилей Skoda Octavia – это тот случай, когда всё ещё только начинается!
Год 1959-й для Чехословакии выдался богатым на события: чемпионат мира по хоккею с шайбой, Ярослав Гейровский получает Нобелевскую премию по химии… И конечно же, начинается производство Skoda Octavia. Казалось бы, не самое важное событие для страны. Однако спустя годы можно смело заявлять, что «Октавия» – это больше, чем просто автомобиль. «Октавия» – самая успешная модель «Шкоды», сделавшая компании из Млада-Болеслава имя далеко за пределами родины.Что означает звучное «OCTAVIA»? Оно происходит от латинского «Octavia» – «восьмой». Должно быть, в «Шкоде» трудилась кучка нумерологов, если оказалось выбрано такое название. На самом же деле всё гораздо проще: новичок стал восьмой моделью бренда после Второй мировой войны, а также заодно восьмой моделью Skoda с суперсовременной – суперсовременной по меркам тех лет – независимой подвеской.
Не пытайтесь найти ничего общего между новенькой «Октавией» и машиной образца 1959-го, ведь они – полные противоположности. Даже по типу кузова – лифтбек против двухдверки. Под капотом «Октавии» поначалу стоял 1,1-литровый четырёхцилиндровый двигатель в 40 л.с., приводивший в движение задние колёса и стыковавшийся с четырёхступенчатой коробкой передач. Максимальная скорость равнялась 110 км/ч, расход топлива в смешанном цикле составлял 7,7 л на 100 километров. Опять-таки для того времени – впечатляющие характеристики! Позднее, но в том же в 1959 году, «Шкода» выпустила на рынок «Октавию» с добавкой «Супер», оснащённую «аж» 1,2-литровым двигателем с отдачей «сразу» в 45 л.с. Такой «заряженный» вариант стремительно набиравшей популярность модели, естественно, вызвал скачок спроса на «Октавию» как внутри страны, так и за рубежом.
Следующая важная дата – 10 марта 1960 года, когда в рамках Женевского автосалона состоялась официальная премьера Octavia Touring Sport (TS) с движком на 50 л.с. Не став медлить, в «Шкоде» обратились в Международную автомобильную федерацию (FIA) за омологацией TS для участия в раллийных гонках в категории стандартных автомобилей. Как мы знаем, пилоты за рулём Octavia TS трижды подряд брали главный приз Ралли Монте-Карло, празднуя победы в классе в 1961, 1962 и 1963 годах. Говоря футбольно-хоккейным языком, оформили хет-трик! Потом (11 сентября 1960 года) на свет появилась «Октавия» в исполнении универсал, получившая имя Combi.
Но не стоит думать, что история успеха «Октавии» была наполнена одними взлётами. Случались и падения. Говорят, что нет худа без добра. Так и в случае со «Шкодой». В конце 80-х годов кризис в сфере политики, перебросившись на экономику, заставил компанию заняться поиском партнёра с перспективой его превращения во владельца. Им стал немецкий «Фольксваген». В 1992 году был дан старт разработке совершенно новой «Октавии» под руководством дизайнера Дирка ван Брекеля. Продукт труда его команды показали общественности 4 апреля 1996 года. Фишкой автомобиля стал высокий уровень активной и пассивной безопасности. Черёд следующего поколения, не менее успешного с точки зрения покупательского интереса, настал в 2004 году. Сегодня, с ноября 2012-го, на конвейере стоит третья генерация «Октавии». В феврале 2017 года она пережила глубокий рестайлинг.
И напоследок немного статистики. С 1959 года и по сей день произведено почти 6,5 млн экземпляров «Октавии». Это возможно благодаря тому, что машины выпускаются не только собственно в самом Млада-Болеславе, но и в Китае, Индии, России, Казахстане и Алжире.
«Октавия», успехов тебе и долгих лет жизни!