Цены на полисы обязательного автострахования растут вдвое быстрее, чем выплаты по страховым случаям.
ОСАГО в России принесло страховым компаниям в первом полугодии 40,155 млрд. руб., из которых клиентам было выплачено около половины этих средств.
В отчете Российского союза автостраховщиков говорится также о том, что в первом полугодии страховыми компаниями заключено 18,878 млн. новых договоров. Компании урегулировали почти 937 тыс. страховых случаев по ОСАГО, выплатив при этом около 22,791 млрд. рублей. В выборе страховщика автомобилисты делают ставку, в основном, на крупные конторы. В итоге на долю десяти лидеров по сборам за ОСАГО пришлось 65% от общей суммы премий.
Несмотря на то, что эксперты относят ОСАГО к наиболее гарантированным доходам страховщиков, кризис в определенной мере сказался и на этом виде страхования. По сравнению с первым полугодием 2008 года количество заключенных договоров по ОСАГО сократилось почти на 5%. При этом средние цены на полисы выросли на 8%. Стоимость одной страховки составила почти 2,5 тыс. руб., а выплаты по страховым случаям увеличились лишь на 4% – до 24,5 тыс. руб.
Больше всего полисов по ОСАГО заключил «Росгосстрах». Он же возглавлял рейтинг и годом ранее. Второе место также стабильно держит СК «РЕСО-Гарантия», а замыкает тройку «Ингосстрах». В качестве других крупных игроков на рынке ОСАГО отмечены «Спасские ворота», РОСНО, «УралСиб», ВСК и «АльфаСтрахование». Выбирая крупные компании, автомобилисты рассчитывают на их стабильность в трудных экономических условиях. Эксперты уверены, такой подход вполне оправдан, так как число банкротств в связи с кризисом будет расти все быстрее.
У страховщиков "свой резон". Стоимость деталей для иномарок – а это половина отечественного автопарка – подскочила с начала года в полтора раза, отмечают они. Рост евро приводит к увеличению стоимости ремонта, что еще больше увеличивает убыточность ОСАГО. Дефицит инструментов для размещения средств и получения инвестиционного дохода также не добавляет стабильности активным участникам рынка автогражданки: в таких условиях они очень стеснены в резервах», – говорит, в частности, начальник управления автострахования СГ «Межрегионгарант» Алексей Мишин.
Страховщики уверяют, что ОСАГО – один из наиболее убыточных видов страхования. «Если посмотреть на убыточность по ОСАГО, то, на первый взгляд, все просто – сборы минус выплаты равно прибыль. Но на деле это не так. Прежде всего, помимо выплат по убыткам, страховые компании осуществляют отчисления в фонд РСА, платят зарплату сотрудникам, платят арендную плату, несут определенные расходы на рекламу, – поясняет страховщик. – Изначально многие компании рассчитывали, что с помощью ОСАГО они смогут активизировать продажи по другим видам страхования, прежде всего по КАСКО, но эти надежды не оправдались".
До кризиса многие компенсации выплачивались пострадавшим из тех денег, которые приносили новые клиенты. Стразовые компании выживали, якобы, только за счет притока новых клиентов. Но с кризисом автопарк не растет, новые клиенты не появляются, а ремонт дорожает. Лицензий уже лишились больше десятка страховщиков ОСАГО. По словам Мишина, в ближайшее время количество компаний-однодневок возрастет. Понимая свое неотвратимое банкротство, они попытаются перед уходом собрать максимальный объем премии, предупреждает специалист.