Мировой кризис поставил некогда всемогущих автопроизводителей США — GM, Ford и Chrysler — перед суровым выбором: либо миллиардный госкредит, либо банкротство. Однако подавляющее большинство американцев — категорически против.

Напомним, что самый крупный концерн — General Motors — просят от властей Штатов $18,000,000,000, Ford - $9,000,000,000, а Chrysler — всего $7,000,000,000.

Одним из противников предоставления «Большой Тройке» государственного кредита в размере $34,000,000,000 оказался знаменитый Билл Гейтс – глава компании Microsoft, которая заработала ему огромное состояние. Как опытный экономист, Гейтс отмечает полное отсутствие активности частных инвесторов по отношению к бедствующим автокомпаниям. По его мнению, это самый точный показатель, говорящий о нецелесообразности госкредитов — с деньгами честных налогоплательщиков так просто обращаться нельзя.

Утвердит Конгресс США представленный «план спасения» или нет, станет известно в ближайшее время. А пока компании судорожно перебирают все варианты по сокращению расходов. Для справки: в минувшем ноябре GM, Ford и Chrysler сбыли такое же количество автомобилей, сколько продалось в 1982 году! А за последний год спрос на их продукцию снизился на рекордные 39.5%. При этом GM принадлежит 13 автомобильных марок (включая не действующий ныне Oldsmobile), содержание большинства из которых в условиях кризиса обходится концерну слишком дорого. Для сравнения, концерну Ford принадлежит всего четыре марки (не считая «Мазды»), а Chrysler — всего три.

Концерн Ford уже избавился от лишних акций в компании Mazda, а теперь официально заявил о продаже марки Volvo — за $6,000,000,000. General Motors собирается продать марки Saab, Saturn, Hummer и Pontiac, однако продажа этих брендов, как говорят эксперты, не сможет гарантировать получение госкредита.). А Конгресс в свою очередь предложил принудительно обанкротить GM и Chrysler: такая специфическая процедура позволила бы избежать полной ликвидации компаний, но она требует от шефов пойти навстречу рабочим, кредиторам, должникам и проч. Разумеется, данный план был тотчас же отвергнут — председатель правления GM Рик Вагонир объяснил отказ так: «Если мы объявим банкротство, от нас уйдут все наши клиенты! Кому захочется покупать машины у компании, которая не может гарантировать сервис и продажу запчастей в будущем?».

Между тем, по результатам опроса телекомпании CNN, 63% рядовых американцев не хотят, чтобы их деньги отдавали «на автомобили»; 53% сомневаются, что эти кредиты хоть как-то отразятся на экономическом состоянии Америки; и лишь 1/3 респондентов верит в успех предприятия.