Ведомство объединит спорные моменты в решения пленума.

Верховный суд решил объединить спорную практику по «автогражданке» в решения пленума. На такую меру ведомство пошло, чтобы не дать судам стать «инструментом обогащения» как страховщиков, так и автовладельцев. Секретаря пленума Верховного суда Виктора Момотова цитируют «Ведомости».

«Суд не должен становиться инструментом недобросовестного обогащения. В декабре мы сведем всю спорную практику по ОСАГО в одно постановление пленума», - заявил судья.

Кроме того, Момотов сообщил, что на сегодняшний день на рассмотрении Верховного суда находится 200 запросов от судов общей юрисдикции и свыше 160 - от арбитражных. Причем количество исков резко возросло после распространения закона о защите прав потребителей на страхование.

Судья отмечает, что только в 2012 г. суды общей юрисдикции рассмотрели более 311 тыс. дел о взыскании страхового возмещения на общую сумму порядка 19 млрд. руб. Доля отказов в них составила всего 1,8 процентов. Чтобы разгрузить суды, пленум Верховного суда сформировал практику КАСКО, теперь очередь дошла и до ОСАГО.

Эксперты отмечают, что введение подобной практики лишит заработка юридические компании, перекупающие у пострадавшей стороны права требования по «автогражданке». Сегодня подобные организации добиваются выплаты не только страховой премии, но и морального ущерба, а также штрафа за просрочку платежа.

«По ряду вопросов уже есть консолидированная позиция. Так, утрата товарной стоимости автомобиля признается реальным ущербом и подлежит выплате страховщиками ОСАГО, а закон о защите прав потребителей может применяться к спорам по обязательному автострахованию в части, не урегулированной специальным законодательством: например, споры о выплате ущерба за моральный вред», - подчеркивает Момотов.

При этом судья поясняет, что оценка ущерба должна проходить по единой методике, разработанной совместно ЦБ и РСА.

«Изменения в законе об ОСАГО, которые вступили в силу, закрепляют новый характер претензионной работы – обязательное досудебное обращение к страховщику в случае наличия претензий. Верховный суд планирует обобщить судебную практику и описать порядок работы с претензиями по «автогражданке» для судебных инстанций в связи со вступившими изменениями. Разумеется, проведение такой работы должно позитивно отразиться на рынке, так как будет нормализована судебная практика, а вслед за этим в среднесрочной перспективе должна нормализоваться в целом ситуация на рынке ОСАГО», - подчеркнул Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов страхования компании «АльфаСтрахование».