ЗИЛ-41052 – бронированный лимузин для высших чинов СССР. На таких автомобилях ездили Горбачев и Ельцин. Наш экземпляр был выпущен в 1988 г. и до недавнего времени находился на службе в ГОНе (Гараже особого назначения). Эта машина – одна из наиболее защищенных в мире. Дело в том, что обычно при бронировании усиливаются серийные кузова, а машина с красивым и звучным именем ЗИЛ-41052 строилась вокруг несущей бронекапсулы. Это совершенно иной подход, невозможный при серийном производстве. Между прочим, современный Cadillac Буша бронирован именно по этой, советской, технологии!
СНАРУЖИ
Большой, очень большой. И черный. Хочется отвести глаза и взять под козырек. Или вообще спрятаться за деревом и остаться незамеченным – мало ли что. Потом уже вспоминаешь, что сегодня эта машина будет возить именно нас, да и деревья на Тушинском аэродроме как-то не прижились.
ЗИЛ-броневик и вправду внешне смахивает на мавзолей. Прямые линии, простота контура... Да и масса схожа. Пять с половиной тонн и защита седьмой степени – на личной безопасности вожди в Союзе не экономили! Короче, мавЗИЛей.
Попытка изящным движением открыть дверь может привести к инвалидности – дверь весит пару центнеров и не терпит деликатности! Еще большей сноровки требует закрывание этого сейфа. И проблема не только в том, что сиденья утоплены вглубь салона и тянуться к ручке попросту неудобно. Нет, главное то, с какой яростью дверь норовит поскорее надежно спрятать своего пассажира в броне и защитить от любых посягательств. Даже ценой потери нескольких пальцев! Вывод прост: пассажир бронеЗИЛа никогда не должен сам дотрагиваться до дверных ручек. Это дело охраны и вопрос не только престижа, но и безопасности.
ВНУТРИ
При первом взгляде на салон возникли воспоминания детства: кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя» и холл гостиницы «Савой», той самой, где брали Фокса. Ковры, дикие кресла и диваны с плюшевой обивкой, скрипящий паркет, громко тикающие часы – атмосфера недоступной роскоши времен победившего социализма. Единственное, чего в машине не хватает – картин с бескрайними просторами Советской Родины и таблички с манящей надписью «Буфет». Ну подумайте сами: в таком лимузине – и ни одного подстаканника, ни одной емкости для графина, не говоря уже о холодильнике и полке с фужерами. Хотя фужеры здесь неуместны – тут в самый раз граненые стаканы!
ЗИЛ – ЭТО НАША ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА. В МИНИАТЮРЕ
Однако, несмотря на старомодность убранства, членам Политбюро были доступны такие вполне современные радости жизни, как сиденья с электроприводом, кондиционер, радио и кассетная магнитола с дистанционным управлением в подлокотнике. При желании через громкую связь, управление которой расположено на передней панели, можно напугать зазевавшегося автомобилиста или, выступив взросло и красиво, рявкнуть: «Полный 95-го и свежую «Правду»!»
НА ХОДУ
Машина создавалась для пустынных дорог и городов, где на перекрестках всегда горит зеленый. Ее стихия – лихой прохват по проспекту и плавная парковка у серокаменного здания с дубовым входом. Оценивать этот автомобиль в московских пробках – большая систематическая ошибка.
С другой стороны, в нештатных ситуациях эта машина должна защитить своего хозяина и увезти его как можно быстрее и дальше от опасности. Значит, она обязана уметь чуть больше, чем просто разгон-торможение. Примерно так мы подбадривали себя, взрослых уже дядек, в которых вдруг проснулись малые дети и желание пошалить. Нам необходимо убедиться, что эта машина безопасна, способна увернуться от любой угрозы и достойно свалить, сверкнув хромом и спецсигналом. Хорошее оправдание для езды на бронированном лимузине с глубочайшим сносом, имитации объезда неожиданного препятствия и выполнения особо прекрасного маневра – разворота на 360 градусов на ходу.
И удивительное дело – машина может все это и в то же время не теряет уверенности и отлично справляется с нашими издевательствами.
ЗИЛ-41052 прекрасно держит заданное направление движения – как большой корабль. Сильное впечатление произвели невероятные крены кузова – казалось, что мы попали в шторм на маленькой лодочке и волна вот-вот зальет салон через окно! Попробуйте представить себе картину: едущий на приличной скорости тяжеленный броневик начинает резко качаться из стороны в сторону, затем проваливается в занос, брызгает из лужи на фотографа и продолжает прямолинейное движение. «Ничего особенного», – скажет иной читатель. Однако не стоит забывать о весе машины и полном отсутствии каких-либо электронных вспомогательных устройств вроде АБС, ПБС или ESP. Перед такими маневрами, главное – не забыть зафиксировать шефа на заднем диване: иначе можно запросто получить строгий выговор с занесением. Или просто вылететь из рядов партии, а это уже совсем плохо.
ВЫВОДЫ КОМИССИИ:
2. Это настоящий броневик – максимально возможная для легкового авто степень защиты.
3. ЗИЛ не конкурент «Майбаху» или «Фантому». Это следующий уровень. Если у вас в гараже еще есть свободное место – занять его достоин именно ЗИЛ-41052!
4. Короче: ЗИЛа есть – ума не надо!