Porsche 918 Spyder – суперкар, флагман всего модельного ряда, автомобиль, задающий инженерный, технологический, дизайнерский образец для новых, более простых моделей компании на грядущее десятилетие. Как звучала постановка задачи? Вас вызвали на Совет директоров и сказали: сделайте нам автомобиль-«икону»?
918 Spyder самым убедительным образом демонстрирует то, на что способна компания Porsche как предприятие. Разработка подобного автомобиля – это задача большого коллектива, решение которой требует участия многих специальных департаментов и сотен экспертов. Постановка задачи в принципе была очень простой и определялась тремя целями: «Реализуйте в серийном автомобиле превосходный дизайн концепт-кара, представленного в Женеве. Расход топлива в цикле NEFZ должен составлять около 3,0 литров на 100 км. А трассу Нюрбургринг этот автомобиль, допущенный к эксплуатации на дорогах общего пользования, должен проходить быстрее, чем любой другой Porsche». Конечно же, задача ограничивалась определенными финансовыми рамками.
Какие главные составляющие проекта, сколько человек им занималось постоянно и сколько было вовлечено дополнительно?
Над проектом 918 Spyder ежедневно работало более 400 сотрудников из производственных подразделений, из отдела сбыта, финансового отдела, из отделов закупок и разработок. С учетом поставщиков в проект было вовлечено до 2000 человек. А на ежемесячных совещаниях руководство проектом принимало важные решения, касавшиеся этого автомобиля. И очень часто различные вопросы обсуждались прямо в цеху или во время пробных заездов.
Какие сроки были поставлены? Удалось вписаться?
После того как прошла презентация в Женеве и мы получили огромное количество отзывов, хотелось как можно быстрее подготовить автомобиль к эксплуатации на обычных дорогах. Для подготовки абсолютно нового и очень сложного автомобиля (от момента окончательного определения всех объемов технических работ в ноябре 2010 года до начала серийного производства) мы отвели около 36 месяцев – крайне короткое время для разработки. Однако время показало, что мы можем кое-что сделать и в такие кратчайшие сроки.
GT был основой, фундаментом или же только точкой отсчета? По крайне мере, в дизайне я нахожу «отсылы» к GT: крыша, «борода»...
Carrera GT – это настоящая «икона», которая продолжает оставаться образцом при решении многих вопросов – например, распределения веса или прочности кузова. Эти реализованные в концепции GT отличные идеи были взяты нами за основу, на которой строилась вся работа. Но в действительности мы позаимствовали лишь пару-тройку деталей. Все остальное разработали заново.
А кто главный дизайнер?
Командой дизайнеров руководил Михаэль Мауэр.
Какова была последовательность принятия главных решений, определяющих сущность нового автомобиля: двигатель, трансмиссия, дизайн, материалы... Что еще?
После составления информационного листа с важнейшими требованиями и целями вначале разрабатывается масштабно-размерная концепция, определяющая, каковы должны быть длина, высота автомобиля, сколько места нужно для водителя и т.д. Ведь выбор дизайна и порядка размещения компонентов в автомобиле – это процессы, которые всегда идут рука об руку. При прогрессивном дизайне аэродинамика играет важную роль. Разработка системы привода, включающей двигатель, гибридный модуль и коробку передач, на первом этапе проходит на испытательных стендах. А затем уже на первых автомобилях ведется интеграция системы привода. Что касается материалов, то для нас никогда не стоял вопрос, использовать ли для монокока и кронштейнов для крепления агрегатов углепластик. Для этого просто нет решения лучше.
А почему принимались именно такие решения, а не другие?
Все решения сводились к тому, чтобы выполнить поставленные задачи по дизайну, расходу топлива и времени прохождения круга. Именно по этим критериям анализировались все технические решения и принимались соответствующие решения.
Каждый элемент, узел, агрегат разработаны с чистого листа? Что уникально?
Каждый крупный элемент разрабатывался заново. Единственным исключением стала позаимствованная в общих чертах у 911 Turbo коробка передач. Модификация была проведена здесь «только» на 60 процентов. Уникальным, конечно же, является двигатель, разработанный исключительно для этой модели и очень близко напоминающий мотор гоночного автомобиля. Уникальной – по своей энергоемкости и мощности – является и аккумуляторная батарея. В общей сложности нами было подано более 300 заявок на изобретения и патенты по защите прав на результаты интеллектуального труда.
Как работает двигатель? Каковы основные параметры, логика?
Главным для нас было добиться небольшой массы. Поэтому был выбран высокооборотный атмосферный двигатель. В сочетании с электродвигателем получается идеальная характеристика крутящего момента. При работе над мотором мы использовали наш опыт и идеи, реализованные в гоночных автомобилях, в прототипах RS Spyder LMP2. Нам было ясно, что двигатель должен работать на высоких оборотах (9000 об./мин.) и иметь «плоский» коленчатый вал.
Вы довольны скоростными характеристиками?
Очень! Полный привод обеспечивает фантастический разгон, а время круга, показанное на гоночных трассах, впечатляет.
Что было трудно, а что легко? Работалось весело? Шутки? Анекдоты?
Цели и график работы были очень амбициозными и требовали от команды многого. Когда работаешь на пределе возможностей, бывает, что иногда что-то не получается. И вот тогда на эмоциях начинаешь говорить жестко, без обиняков. Но несмотря на большое напряжение, бывают, конечно же, и шутки. Так, например, недавно мне показали фотографию 918 Spyder с держателем для лыж. А на демонстрационный автомобиль нашего концерна была нанесена надпись «в CADе все подходило» – шутка механиков по поводу того, когда какая-то новая деталь не адаптировалась к автомобилю. Мотивировать команду было легко, ведь все они помешаны на автомобилях и хотели сделать для этой модели все самое лучшее. Они были так увлечены, что иногда их вечером приходилось отправлять домой в приказном порядке.
Куда ездить на этом автомобиле, если в багажник не помещаются даже клюшки для гольфа?
В техническом задании, выданном на этот автомобиль, значилось: как и все Porsche, автомобиль должен быть пригоден к повседневной эксплуатации. И тем не менее, мы спроектировали багажник для поездок за город на выходные дни. В него войдет все, что нужно двоим людям для поездки за город. А для клюшек для гольфа и какого-либо иного багажа мы рекомендуем другие автомобили Porsche.
Как автомобиль учили ездить? Кто, где, сколько?
Ходовые характеристики автомобиля в своей основе сегодня очень хорошо моделируются на компьютере. Затем проводится точная подгонка для хорошей управляемости. При этом мы используем результаты тестов Вальтера Рерля и Марка Либа. Трасса Нюрбургринг и наш испытательный центр Nardo – идеальные полигоны. Для полной доводки потребовалось около 18 месяцев.
GT очень непрост в управлении, почти как гоночная «формула». Владельцам настоятельно рекомендовалось пройти спецкурс. Например, для выработки навыков для езды в дождь. А как на этом фоне выглядит жесткий и бескомпромиссный 918-й?
Простота управления была одной из главных задач, прописанных в техзадании. Подвеска 918 Spyder отлично работает, и автомобиль очень послушен в управлении – действительно представляет собой настоящий спорткар. Будь то на шоссе или на гоночной трассе. Он всегда доставит водителю максимальное удовольствие от вождения, не подвергая его излишнему стрессу.
Какие шины используются? Типовые или специальные?
Для 918 Spyder компания Michelin разработала специальные шины, в которых удалось соблюсти компромисс между низким сопротивлением качению и отличными рабочими характеристиками. Отзывы гонщиков об этих шинах очень хорошие.
Звук двигателя настраивали специально? На что он похож?
Настройка звука – очень важная задача. С инновационными, выходящими вверх выхлопными трубами решить ее было непросто. Не менее важную роль играло использование гибридного привода, так как в определенных ситуациях нагрузка на двигатель была меньше. В процессе работы мы многому научились. Фактически переделали заново выхлопную систему. Первая была слишком тихой. Результат нашей работы теперь можно услышать. Это симбиоз звуков двигателей RS Spyder и Porsche 908, что-то вроде «голоса» «Формулы-1» (там также сейчас используются двигатели V8). Очень характерный и очень эмоциональный звук.
При движении на электромоторе не стали делать звуковую имитацию?
Нет, мы не хотели ничего искусственного. Кроме того, это увеличило бы вес автомобиля.
Вы довольны результатом? 918-й побьет Bugatti Veyron? Или у него другие конкуренты?
Мы еще не все сделали, но довольны тем, что нам уже удалось. И знаем, что наши потенциальные возможности весьма впечатляющие. 918 Spyder по своему характеру уникален, и хотя конкуренты из Италии и Англии и приблизились к нему со своими спортивными суперкарами с небольшой «гибридизацией», у него все еще нет прямых конкурентов. Мы создали спортивный суперкар 2.0, который абсолютно по-новому интерпретирует тему «спортивный автомобиль» и демонстрирует возможности перспективных технологий.
Сколько стоит 918-й? Каковы комплектации или «все включено»? Какие цвета и за какие деньги?
Ответы на эти вопросы вы получите от представителей российского рынка. В общей сложности – 10 цветов (без эффекта «металлик» и с эффектом «металлик»). В качестве опции предлагается необычная опциональная окраска liquid metall. А вообще, что касается цвета и кожи, то возможны самые разные варианты индивидуальной комплектации. Существуют и технические опции – например, станция постоянного тока для подзарядки автомобиля в течение 30 минут, а также комплект для багажа из углепластика, адаптированный к интерьеру.
Какое количество автомобилей будет выпущено? Почему? В какой срок? Как купить новинку?
Всего будет выпущено ровно 918 экземпляров. Лимитируемый выпуск важен для сохранения стоимости автомобиля, и мы строго следим за этим. Совпадать будут номер лимитируемого выпуска и последние 3 цифры идентификационного номера автомобиля. Купить 918 Spyder можно уже сейчас у любого дилера Porsche.
А сколько стоил весь проект, окупится ли он, или его окупаемость не чисто финансовая?
Накопленный инженерами опыт и их ноу-хау, навыки применения новых материалов и технологий (например, использование углепластика) в небольших сериях в любом случае себя окупят. Помимо этого данный автомобиль указывает направление развития технологий и дизайна Porsche будущего. И, конечно же, найдутся компоненты 918 Spyder, которые будут использоваться и для других спортивных автомобилей Porsche – например, новые сиденья с абсолютно новой концепцией. Если к оценке экономической целесообразности проекта подходить не буквально, то можно с уверенностью сказать, что подобный проект себя безусловно окупит.