Начнем со школьного курса химии. В составе атмосферного воздуха – 78% того самого азота, 20% кислорода и остальные 2 приходятся на различные сопутствующие газы, типа водорода, углекислого и прочих. То есть основную часть составляет азот. Что получается? Клиентов заставляют платить за оставшиеся 22%, которые закачивают в покрышки. На самом деле, не совсем так. Учитывая погрешность и техническую невозможность данной операции – ведь сначала из шины откачивают весь имеющийся там воздух, а полностью он оттуда все равно не выходит – внутри покрышки всегда остается порядка 3-5% воздуха. Поэтому мы реально платим за оставшиеся 17-19%.
Пусть шиномонтажники уверяют, что после заправки колес азотом, автомобиль становится тише и мягче на ходу за счет уменьшения неподрессоренных масс, что вызвано, по их словам, меньшей удельной массой этого газа по сравнению с воздухом. И на самом деле это так: азот легче кислорода. Однако в том его количестве, которое присутствует в шине, разницу в работе подвески машины вряд ли вы ощутите. Только если сервисмены специально не накачают колеса азотом с заведомо меньшим давлением.
Если хотите улучшить плавность хода, лучше переберите подвеску и купить литые диски вместо стальных (или кованные вместо литых), а заодно и новые шины классом повыше. Вот тогда ваш автомобиль заметно преобразится в движении.
Не стоит также рассчитывать на прибавку в динамике. Наличие азота в покрышках вместо воздуха уж точно быстрее вашу машину не сделают. А вот если вы доведете давление до максимально возможного уровня для данной модели покрышки, то на ходу она станет заметно легче, а выбег – больше. Это факт. И самое главное, никакого азота…
Весомый аргумент работников шиномонтажа – повышение срока службы резины и то, что давление в ней сохраняется гораздо дольше, чем при накачке атмосферным воздухом. Мало того, наиболее продвинутые продавцы приводят очень весомые доводы. Ведь молекулы азота существенно крупнее частиц кислорода, поэтому они труднее улетучиваются через резиновый слой покрышки, а стало быть, и давление в колесе держится дольше. Все это правильно. Как и то, что из-за прогрессивных конструкторских решений и применения инновационных герметичных материалов в современных покрышках утечка воздуха сведена к минимуму.
Говорят также, что азот не только менее горюч и летуч, но и нейтрален к влаге, то есть не вызывает коррозию. Так и есть. Тем более что из воздуха внутрь колеса попадает немного влаги. Однако не стоит забывать, что снаружи колесо подвергается еще большим механическим и химическим воздействием. Поэтому скорее износится протектор, чем шина испортится внутри.
Подводя итог, заметим, что польза от использования азота при накачке покрышек определенно есть, но она настолько мала, что просто не ощутима. Чтобы улучшить поведение автомобиля на ходу, купите качественные диски и покрышки рангом выше.