23 Мая 2019, 17:23

О случаях полной гармониии красоты и пользы в автомобильном дизайне и вовсе говорить приходится в исключительных случаях. Если рассуждать формально, то получится, что наиболее тесный союз красоты и пользы прослеживается, пожалуй, лишь в обликах скоростных автомобилей с грузопассажирскими кузовами типа «универсал».

Спортивный универсал – это вовсе не шутка, вглядитесь в любой из них, и вам откроются и красота формы, и очевидная утилитарность, и польза. Стиль же универсалов, построенных на основе кузовов обычных седанов, у дизайнеров чаще получался и каким-то скучным, и невыразительным – больше напоминающим фургон молочника, чем индивидуальный транспорт.


В конном экипаже типа«shooting brakе» пассажиры сидели на оружейных ящиках, в ногах располагалась свора гончих или трофеи (Англия, середина XIX века)

Красота же в автодизайне доставалась разным спидстерам, купе и родстерам, ориентированным на романтику путешествий, спорт и высокие скорости. И это понятно, ведь именно здесь царили чувственность и соответствующие эмоции. В обычной жизни все выглядело более прозаично. Взять, к примеру, грузовик – бедолага состоит из одной лишь пользы, и естественно, что красоте просто не нашлось в нем места.


Дерево-металлическая технология «woody» позволяла сравнительно легко превратить пассажирский седан в утилитарный station wagon. Получалось даже нарядно. (Америка, 40-е годы)

А вот от стиля и формы огненно-красной итальянской берлинетты с компоновкой салона 2+2 просто захватывает дух, и хоть вы и хорошо умеете считать, будьте осторожны, приглашая с собой в поездку на таком автомобиле сразу пару подружек. Сначала вам придется хорошенько подумать и выбрать, какую из двух покатать, а какую оставить дома – вместе вы не усядетесь (замечу, что внешне такая «подлость» стильного купе или спайдера в отношении своего владельца никак не проявлялась, и о количестве мест его дизайн умалчивает или лукавит). Все ограничения по вместимости салона или багажника всплывают потом, и пользы от сногсшибательной и экспрессивной формы почти не оказывается, зато красоты и пафоса – выше его приземистой крыши.


«Деревяшками» не гнушались даже такие апологеты аэродинамики, как Talbot (Франция, конец 20-х годов)

Рафинированно изысканный Cadillac Eldorado, изображенный на постере, c уникальным грузопассажирским кузовом редкостно соединял в себе оба качества истинного дизайна: здесь красота и польза шли рука об руку – правда, недолго. Уж очень экзотичным было предназначение такого рода автомобиля для великосветских охот, где избалованная мягкими шасси «роллсов» публика требовала аналогичного комфорта и во время поездок по охотничьим угодьям.

Вскоре тема «woody» превратилась в декоративное украшение, и кусочек окрашенной под дерево кузовной поверхности говорил о пристрастии владельца к загородной жизни (конец 50-х годов)

И тут закручивался целый клубок: ведь кто приобретал шасси Rolls-Royce, тот попадал в сети именитых и модных кузовных ателье, славящихся своим мастерством наводить лоск на любые автомобильные поверхности и придавать стильный изыск самым утилитарным линиям. Стараниями кузовщиков этих ателье коробкообразная архитектура грузопассажирских кузовов «универсал» обретала породистость и обтачивалась до рафинированных форм и пропорций. Сухая и занудно нравоучительная польза хорошела на глазах, приобретала модные черты и проникалась духом живой чувственности. Так над пользой воцарялась аура красоты.

Cadillac Eldorado coupe – бестселлер американского рынка в течение 12 лет (1976)

Как-то ранним утром 1970 года автомобильный стилист Клэр Мак Кичен торопливо пробирался через хранилище старых макетов скульптурной мастерской к своему рабочему месту в студии Cadillac. Он лавировал между покрытыми пылью макетами прототипов и удивлялся, как предрассветный сумрак гаража деформировал знакомые формы автомобилей до таинственных и загадочных силуэтов, а первые лучи солнца выхватывали их фрагменты, наделяя обычные автомобили чертами абстрактных скульптур. Один из мелькнувших перед глазами образов особенно потряс Клэра. Он всмотрелся внимательнее. Ба! Это же старина Eldorado, чей дизайн он создал вместе с Вэйном Кэди (и послал же Бог молодому стилисту отделения Cadillac такую соответствующую профессии фамилию)! Eldorado получился франтовато красив, а благодаря впервые использованной GM переднеприводной платформе обрел необычно смещенный вперед и оттого экспрессивный и чувственный силуэт.


Охотникам-фанатам Ferrari во имя имиджа приходилось идти и на такие компромиссы (90-е годы)

Все это превратило Eldorado в бестселлер, который удерживался на рынке 12 лет. Но что это? На мгновение в глазах Клэра знакомый силуэт красавца Эльдо совместился с силуэтом какого-то запыленного грузопассажирского «Шеви». Свершилось невозможное – и от такого невольного «кровосмешения» образ «Эльдорадо» обрел новую и несвойственную ему доселе остроту. Клэр даже побежал. «Скорее к рабочему столу, к карандашам и бумаге». Через полчаса эскиз «Эльдорадо» с грузопассажирским кузовом был готов. Но что-то в нем не устраивало, было не так. Все ясно! Форму легких и стремительных боковин, так восхитительно напоминавших лезвия ножей, он, конечно же, сохранил, но теперь они диссонировали с прямоугольной простотой утилитарной архитектуры надстройки универсала. Вот в результате и получился какой-то мебельный фургон.

Через минуту Клэр уже знал, что делать: нужно сильнее наклонить заднюю стенку кузова вовнутрь, и пусть от этого уменьшится вместимость багажника. И вообще, к черту на сегодня пресловутую пользу! Побольше остекления, еще не повредит немного какой-нибудь декоративной отделки в стиле «кантри» – нет, только не «woody» – это было бы слишком просто для Cadillac. Хорошо бы, например, ввести в декоративную отделку кузова немного фактуры плетеной циновки из бамбуковой соломки….

Колючий дизайн Cаdillac Seville открыл мрачную эпоху «бокс стайл» (США, 70-е годы)

Вот здесь, под стеклом задней двери, будет для нее отличное местечко, и, конечно же, нужно использовать этот «соломенный» мотив и при отделке салона, что снизит пыл спортивного норова в стилистике «Эльдорадо» и смирит его пылкий нрав спортсмена с новообретенной утилитарностью и пользой иного предназначения. От внесенных изменений облик стал намного гармоничнее.


Теперь этот Ferrari 612 годится для поездки на утиную охоту (2007)

Ого! Да это же напоминает любимца аристократов и всех богатеев – изысканный автомобиль для охоты «shooting brake»! Это открытие привело нашего стилиста в фотоархив. Чего только ни придумывали дизайнеры 30-х годов для привлечения состоятельных любителей охоты! В багажнике компоновались оружейные кофры и сундуки для охотничей амуниции от Louis Vuitton, оборудовались вольеры для собак… Вы не поверите: встретился даже рукомойник с горячей водой, которая нагревалась от выпускного коллектора двигателя!

Клер потирал от нетерпения руки: ведь все эти аксессуары требовали места и увеличения длины автомобиля. Что-что, а вытянутые кузова Клэр, как и все «эрловцы», любил и ценил в автомобилях превыше всего. Тем более что передний привод Eldorado позволял без серьезных переделок увеличивать размеры шасси. На свой страх и риск, на следующий день эскиз «Эльдорадо» с кузовом для грузопассажирских перевозок он положил на стол старшего менеджера по планированию отделения Cadillac, который пришел от идеи реконструкции в неописуемый восторг и тут же отдал распоряжение разработать еще и интерьер, а также построить полноразмерную демонстрационную модель прототипа. Работа закипела.

Mercedes с кузовом «охотничий универсал» – пока только концепт (2009)

Казалось, что группа интерьера так воодушевленно и с такой фантазией никогда прежде не работала, и в салоне универсального Eldorado появилась машина для производства льда, холодильник, барная стойка, пара полноразмерных кроватей, гардероб, телевизор и музыкальный центр со стереозвуком. Дизайнеры интерьера, что называется, завелись и соревновались, кто напридумывает больше. Департамент замер в ожиданиии.

Даже секретарши и машинистки в обеденный перерыв забегали поглазеть на чудо-Eldorado, а потом, когда был построен макет, к нему вереницей потянулись боссы и старшие менеджеры, которые, сверля глазами необычный грузопассажирский Cadillac, изжевали не одну дюжину потухших сигар, но взять ответственность и принять решение о его производстве не отважился из них никто. Видимо, времена отчаянных рисков и крупных поступков в автобизнесе Америки канули в Лету. Работа встала, и уже вскоре один из последних фантазеров команды Эрла – стилист Клэр Мак Кичен, сидя за своим столом, как и прежде, занимался поисками новых форм бамперов для очередной модернизации серийной модели Fleetwood. А его любимый Eldorado через шесть лет все же удостоился модернизации, и автомобилю на 140 мм удлинили колесную базу – и всего лишь...


Наиболее рационально объем грузопассажирского кузова «универсал» используется в угловатой форме Land Rover (70-е годы)

Наверное, с горя несколько лет спустя его постоянный соавтор по проектам Cadillac стилист Уэйн Кэди создал тоскливый коробкообразный, но, наверное, крайне технологичный кузов для Cadillac Seville – так в очередной раз победила польза, а красота оказалась задвинутой на второй план. В американском стайлинге началась долгая и мрачная полоса эпохи «box style», в сравнении с которой Cadillac Eldorado с кузовом «универсал» – ну, истинный же Статус Арт!