Рисунки: Антон Крошечкин
В конце 60-х годов начались резкие перемены в автомобильном дизайне Италии. Так, в ателье Bertone сменился главный дизайнер.
Молодой и подающий большие надежды Джорджетто Джуджаро уступил свой пост Марчелло Гандини – совсем неопытному в автодизайне юноше из аристократической туринской семьи. Почему великий Нуччо Бертоне принял решение о замене своего главного дизайнера именно тогда, теперь наверняка не скажет никто.
Донором для постройки концепта Manta
стал настоящий «боевой» Bizzarini P 538 №2 – он же победитель гонки Le Mans 1964 года
Однако, памятуя о безупречном вкусе и чутье главного кузовного кутюрье Италии, можно сказать, что все было сделано верно, ведь в результате Джуджаро сделал следующий успешный шаг в карьере и создал собственную фирму ItalDesign, а Марчелло Гандини, став на фирме Bertone профессионалом, с юношеским максимализмом принялся за создание концепций для фирмы Lamborghini, а попутно легко и красиво и, как казалось со стороны, забавы ради стал воплощать свои самые дерзкие стилевые идеи в Alfa Romeo, Lancia, Renault и Сitroen.
Matra-Simca Bagheera
стала единственным в мире серийным пассажирским автомобилем, построенным по з-местной схеме компоновки салона (1973–1980 гг.)
Джуджаро же в тот год искал первый заказ для своего нового ателье ItalDesign. Неожиданно к нему обратился конструктор гоночных автомобилей Джотто Бидзарини с необычной идеей «секонд-хенда» – вторичного использования шасси гоночного автомобиля, первоначально пост-роенного для 24-часовой гонки Le Mans 1964. Отработав положенное в гонке и заняв 14-е место в общем зачете, шасси в этом качестве больше его не интересовало, а вот построенный на его основе суперкар вполне мог найти своего покупателя.
Понимая, что запуск новой автомобильной марки в Италии сопряжен с немалыми трудностями, Бидзарини мудро сделал основную ставку на дизайн и эмоции, которыми и был переполнен амбициозный Джуджаро.
Кресло водителя
обтянуто ярко-красной кожей, два пассажира теснятся по его бокам. шутки в сторону, на спидометре суперкара McLaren F1 – 400 км/ч
Таким образом, «гремучая смесь ItalDesign была подготовлена и оставалось лишь поднести спичку… Эмоциональный взрыв потряс Туринский автосалон в 1968 году, а волна от него накрыла Европу и дошла до Америки 70-х. Образ Bizzarini Manta, своим силуэтом напоминающий динамичный клин, направленный острым концом вперед, прочно и надолго завоевал мировую моду и определил стиль и дух своего времени.
Стиль «Оригами», которым принято называть характерно угловатую пластику автомобилей 70-х, напоминающих своей формой фигурки из сложенной бумаги, это тоже Bizzarini Manta. Однако под оболочкой, будто сделанной из японской рисовой бумаги, скрывался прочный трубчатый каркас типа «spaghetti» – от гоночного Bizzarrini P538, который только и мог выдержать нагрузки огромного и дико ревущего верхнеклапанного двигателя Chevrolet V8 5359cc с четырьмя карбюраторами Weber 45 DCOE (365 л.с. при 5400 об./мин.!).
Cуперкар McLaren F1
– единственный в мире трехместный болид с компоновкой салона «монопосто»+2
Все это предопределило очень необычный интерьер автомобиля: место водителя в середине салона и два кресла пассажиров по бокам.
Руль и комбинация приборов, расположенные по оси симметрии автомобиля, «держат» главную композиционную тему всего интерьера Manta
Идея не была так уж нова: в принципе она повторяла прототип гоночного Ferrari, построенного в 1965 году. Идея гоночного болида с пассажирами на борту позже получила развитие в дизайне суперкара McLaren F1. Эффектно, но пассажирам, сидящим бок о бок, нужно было очень тесно жаться друг к другу, и все равно пространства для ног было недостаточно: мешали арки колес, а вход и выход из автомобиля превращались в цирковой акробатический этюд (высота автомобиля всего 1202 мм).
Концепт Italdesign Quaranta
построен к 40-летию профессиональной деятельности Джуджаро, и естественно, что это ремейк на тему Bizzarini Manta
В результате для того, чтобы хоть как-то шевелить руками, водитель размещался значительно выше пассажиров (зато какой обзор!).
Однако хватит брюзжать, взгляните на эту красоту! Да и по вечерам водитель мог знакомиться сразу с двумя девушками – например, с высокой блондинкой и ее черноволосой подружкой. The best, господа, the best!