В 1972 году концерн Daimler-Benz подписал соглашение с австрийской фирмой Steyr-Daimler-Puch – своим главным европейским конкурентом по выпуску полноприводной грузовой спецтехники – о совместной разработке легкового вездехода. Будущий вседорожник должен был предложить частному покупателю эксклюзивные возможности для активного отдыха – доставить хозяев в такие места, куда прежде можно было попасть только на «Унимоге», гусеничном или воздушном транспорте. Кроме того, от автомобиля требовалась простота в производстве – на тот случай, если понадобится организовать сборку в технически отсталых странах, и ремонтопригодность, иначе его не станут брать ни армия, ни спецслужбы.
В 1973 году руководству Daimler-Benz показали деревянный макет, а в 1974-м – ходовой. В том же году опытные образцы отправились на испытания – в том числе за Полярный круг и в Сахару, а на заводе «Штайр-Даймлер-Пух» в австрийском Граце вручную собрали первый предсерийный автомобиль. Для работы над проектом немцы привлекли сотрудников своего грузового отделения Hanomag-Henschel, купленного за несколько лет до того. Инженеры из Ганновера проектировали кузов, силовой агрегат и прочие системы. А в это время в Граце колдовали над рамой и раздаткой (именно поэтому она оказалась разнесена с коробкой передач) и над производственным процессом.
Надо грязи!
Для проверки вездеходных свойств будущего внедорожника испытатели построили вот такую вот грязевую ванну. Колеса ставили на катки, заводили двигатель и включали передачу в коробке! При этом ролик, специальные пневмоприводы постоянно перемещали ролики в случайном порядке, что имитировало неровности дороги. На промо-ролике, смонтированном к выпуску модели на рынок видно, что зачастую колеса полностью погружаются в грязь. После этого G-klasse просто обязан был стать лучшим по проходимости!
Что же так впечатлило шаха в новой машине? Проектировщики, как мы помним, задумывали эксклюзивный автомобиль, поэтому и схема трансмиссии была соответствующей. Передний мост подключался жестко, причем именно в движении. Задний и передний межколесные дифференциалы имели принудительную блокировку, включаемую, опять же, во время движения. Более того, предполагалось, что и оперировать рычагом раздаточной коробки с понижающей ступенью водитель тоже мог на скорости (австрийцы все же так не сделали – «понижайка» включалась через «нейтраль»). Впечатляет? Еще бы! Добавим сюда дорожный просвет под мостами в 215 мм, 60 см брода и 80-процентный подъем. К слову, во многом именно жесткая принудительная блокировка переднего дифференциала придавала машине эксклюзивный статус – таких легковых машин в мире до того не выпускали. Грубо говоря, «Гелик» мог выехать практически из любой затруднительной ситуации, если хотя бы одно колесо цеплялось за грунт.Простая конструкция позволила австрийцам обойтись без конвейера и собирать машины монтируя агрегаты на раме, причем без специнструмента
Коробка передач
поначалу была только ручной 4-ступенчатой, через некоторое время начали предлагать 5МКП и 4АКП
Самым мощным
двигателем при запуске модели стал бензиновый 6-цилиндровый 2,7-литровый агрегат в 156 л.с. Уже с 1982 года место карбюратора занял инжектор
Раздаточную коробку
установили прямо между передними сиденьями с тем, чтобы исключить дополнительные механические тяги: коробкой водитель управлял через них
Раму из листового
металл получали сваркой двух профилей П-образного сечения и устанавливали на нее агрегаты, поступавшие из Германии
От удара сзади
топливный бак в 75 литров (11 литров – в резереве) защищал поперечный брус. С 1981 года опционально можно было заказать дополнительный бак, который «съедал» место в багажнике
Конструкция обоих мостов
очень проста: неразрезная балка в которой размещены: главная гипоидная пара, простой симметричный дифференциал с механизмом блокировки и полуоси. Ломаться здесь нечему
А откуда же взялась буква G в названии? Первоначально проект назвали H2, чем немецкая сторона была недовольная, поскольку литера H вызывала ассоциации с полноприводным грузовичком Haflinger, который выпускали австрийцы, поэтому о перенесении этого индекса на серийную модель речи не шло. Рассматривались варианты Explorer и Ascari. Первое посчитали неподходящим, второе же вызывало устойчивую ассоциацию со словом «askari». Так называли войсковые части в африканских колониях европейских империй (в том числе и Германской), сформированные из местного населения. Но, почему, «G»? Во-первых, «gelaend» по-немецки означает «бездорожье», во-вторых, от выражения «go-anywere», то есть, «могу проехать везде» (его в итоге активно использовали в рекламных кампаниях), в-третьих, G – это все-таки Germany.
Собственная гордость
В 1901 году Иоганн Пух выпустил первый двигатель, в 1904 году – свой первый автомобиль. В 1910 году легковушка Puch побила мировой рекорд скорости, показав 130,4 км/ч. Во время Первой мировой войны Puchwerke поставляла авто и мототехнику австро-венгенской армии. В 1928 году уже после смерти основателя, компания объединилась с австрийской Daimler-Motoren, а с 1934 года к альянсу присоединилась фирма Steyr. После войны австрийцы выпускали Puch 500 (лицензионный Fiat 500) и прославились внедорожными Halfinger и Pinzgaue. Кроме G-klasse на заводе собирали BMW X3, VW Transporter 4x4, кабриолет Saab 9-3, Chrysler 300С, Aston Martin Rapid и пр., а вскоре на австрийский конвейер встанет Jaguar I-Pace.