Квадрат
поможет вам отработать взаимодействие рук и ног при начале любого маневра. Это основа основ. Торможение и плавное отпускание педали тормоза. В последний момент – когда передние пружины еще не успели разжаться и передок «загружен» – плавный прогрессивный поворот руля с отпусканием тормоза и плавный переход к подаче газа. Если торможения нет, все начинается со сброса газа, чтобы обеспечить лучшее сцепление на управляемых колесах. Доведите эти действия до слитного перехода из одного в другое, не отвлекаясь ни на что: задействована только ваша моторика. Насколько отпустили тормоз – настолько повернули руль: руки и ноги должны получить жесткую связь.
Змейка
серия коротких поворотов. Сброс газа, поворот руля, подача газа. Следите за правильной траекторией: мимо каждого конуса вы должны пройти с прямыми колесами и уже сброшенным газом для начала следующего поворота. Самой главной ошибкой любого студента является поворот рядом с конусом! Наверняка и вы к ней склонны! Делайте все заранее. Варьируйте шаг змейки и свою скорость.
Бесконечный поворот
двигайтесь по окружности, ограниченной конусами, пользуясь только изменением положения дросселя. Руль должен быть АБСОЛЮТНО (!) неподвижен и повернут на подходящий угол: не обманывайте себя. Подача газа будет вас выталкивать наружу, сброс – закручивать вовнутрь. Смотрите не на ближайший конус, а дальше – найдите свою точку, глядя в которую вы попадаете туда, куда вам нужно по идеальной дуге. Медитативная сосредоточенность: только одна педаль газа регулирует траекторию. Смена направления по «восьмерке» – через четыре круга.
Переход от принятия маневра к длинному повороту
соединяем то, что мы освоили на квадрате и змейке с тем, что накрутили на «восьмерке». Торможение и вход в поворот – слаженная работа рук и ног. Движение по дуге – поддержание идеально-нейтрального баланса автомобиля педалью газа. Старайтесь уменьшить раскачку вперед-назад при движении по дуге и исключить лишние движения педалями. Необходимость коррекции говорит об ошибках: старайтесь их исключить, добиваясь ощущения автомобиля и пред-ощущая его поведение.
Короткие маневры
или объезд препятствий. Старайтесь пройти разметку на максимально возможной скорости не за счет создания экстремально малых допусков, а за счет оттягивания всех своих действий вперед на 3–5–7 метров. Автомобиль обладает инерцией и требует времени на принятие маневра: создайте себе запас времени и места. Все действия (торможение, поворот руля, переход на газ) должны быть сделаны еще до фигуры, которая проходится вся под небольшой стабилизирующей подачей газа. Старайтесь сделать все как можно раньше – так ваша скорость будет расти одновременно с безопасностью.
Комбинация поворотов различной длины и крутизны
придумывайте свои собственные схемы комбинации поворотов, соединяя предыдущие упражнения. Важно сохранять полнейшую сосредоточенность и постоянный контроль за правильностью своих действий. Одно действие – одно нажатие или отпускание педали. Разделите фигуру на участки разгона и торможения и четко осознавайте, где вы замедляетесь и где ускоряетесь, и почему. Не зажимайте траектории на входе – это самая распространенная ошибка, справиться с которой без тренера могут лишь самые дисциплинированные и одаренные.
Читать: День второй. Ум, стратегия и тактика
День третий. Пилотаж
Читать: День четвертый. Обзор зоны опасности
Читать: День пятый. Психология и общение
Читать: День шестой. Предвидение развития ситуации
Читать: День седьмой. Импровизация