Ровно год назад один мой приятель бросил тепленькое местечко в иностранной компании, залез в долги, купил старенький почтовый «Мерседес» и, потратив в общей сложности семь месяцев и около миллиона рублей, переделал его в «кухню на колесах». Я встретил его, довольного, как слон, на московском фестивале уличной культуры, где он кормил всех народ тако. От желающих попробовать его мексиканские лепешки с курицей отбоя не было!
«Форд Е», «ДжиЭмСи Вандура» или «Шевроле Ван» тоже популярны у фудтракеров. Хотя объем кузова у них меньше, а крыша низковата, найти такой автомобиль в продаже проще и дешевле. Идеально прикупить фургон с высокой крышей, например, бывшую скорую помощь или кемпер.
А ведь таких, как он, энтузиастов, одержимых идеей о вкусной еде с колес, наберется немало. Кому-то надоело гнуть спину на «дядю» в придорожной забегаловке, кому-то понравилась идея фильма «Повар на колесах», кто-то просто решился заняться собственным бизнесом. История у каждого своя, но предпосылки, которые вдохновляют на подобное занятие, схожи. Это желание донести до людей, что стритфуд может быть вкусным, любовь к автомобилям и стремление заработать. Идея вполне здравая - ведь если лет 10-15 назад «пипл хавал» все, что продавали с мобильных кухонь, то теперь времена не те - еда должна быть не только вкусной и безопасной, но и отличаться оригинальной подачей. Сейчас сосиской в тесте никого не удивишь. Тут, как говорил товарищ Бендер, нужна «квази уна фантазия». Или по-простому – подключение головы, если появилось желание чего-то добиться.
Как это делается
Опытом создания фудтрака с нами поделился Артем Бесфамильнов
Очень хотелось найти «Шевроле Р30», но таких машин в России единицы, и стоят они, мягко говоря, недешево. И тут нам подвернулся «ДжиЕмСи Вандура» 1988 года с двигателем 5,7 литра - бывший кемпер с двухъярусным диваном, плитой, раковиной и холодильником за относительно небольшие деньги. Разбирали мы этого красавца со слезами на глазах! А потом были долгие месяцы доводки машины до ума, покраски, установки кухни и всего оборудования. В общей сложности в проект мы вложили сумму, равную среднегодовой зарплате офисного клерка. Первый выезд совместили с фестивалем IMIS 2015. За 3 дня разведки боем накормили 800 человек. Наверное, смогли бы и больше, если бы не капризная питерская погода.
Поставить фудтрак там, где тебе вздумается, не получится. Официально не встать, неофициально - пожалуйста, но гарантии, что не погонят, ноль. Идеально бы договориться с каким-нибудь крупным бизнес-центром и торговать на их территории. Но, как правило, их владельцы люди не пробивные, тяжело идущие на контакт. А фудтракер фудтракеру не конкурент! Наоборот, мы помогаем друг другу. В целом же, скажу так,бизнесом я пока это не назову, скорее что-то среднее между бизнесом и хобби, хотя на самоокупаемость мы вышли. Но если бы эмоции, которые дает работа на фудтраке, превращались в деньги, мы бы точно были миллионерами.
За три дня работы мы накормили 800 человек
Решились? Тогда перед вами встает множество вопросов. Где и какой купить автомобиль для переделки под фудтрак? Какую гастрономическую идею выбрать? Сколько людей требуется для работы? Где организовать торговую точку? А ведь еще нужно получить кипу разрешительных документов. Учтите, что наше законодательство никак не регулирует эту сферу деятельности, государство видит перед собой всего лишь точку общепита, а это значит, что СЭС, пожарная охрана и налоговики станут вашими «лучшими друзьями». Но, как говорится: «Глаза боятся, а руки делают!» И если пионерам движения в России действительно было тяжело, то сейчас существуют целые сообщества людей, где бывалые фудтракеры охотно делятся с новичками всеми нюансами и подводными камнями этого непростого, но вкусного бизнеса. Есть и сертифицированные конторы, которые могут изготовить любой фудтрак за ваши деньги. Правда, и стоимость такого проекта может составить не один миллион рублей.
Прицеп «Эйрстрим» отличается тем, что не может передвигаться самостоятельно - для перевозки необходим какой-нибудь не менее крутой пикап или автобус. Варианты размещения кухонного оборудования еще свободнее, некоторые даже умудряются организовать внутри несколько кофейных столиков.
В Штатах фудтраки (говоря грубо и буквально, «пищевые грузовики») воспеты в песнях, кино и реалити-шоу. Они являются предметом обожания, вожделения, зависти. При упоминании о культовых «Шевроле Р30» или «Эйрстриме» у настоящего фудтракера ёкает сердце, потеют ладошки, а в глазах загорается гриль для жарки бургеров. И тут нельзя сказать, какой из автомобилей круче - они такие разные, хотя и служат одной цели. Но если содержание фудтраков похоже, то внешне каждый украшает свой грузовичок в меру собственной фантазии. Кто-то довольствуется граффити на бортах, кто-то идет дальше и устанавливают на крышу продуктовые инсталляции. А иные превращают трак в настоящий шоу-кар.
«Шевроле Р30» - классика фудтракостроения. Известен многим, как фургон мороженщика или почтовой фургон. Шкафообразный алюминиевый кузов прекрасно подходит для строительства кухни на колесах: столы, холодильное оборудование, гриль помещаются в нем просто идеально.