6 Июля 2015, 11:00

Помню, как мой университетский преподаватель, мечтательно устремив глаза к потолку, но не на занятиях, а позже, подальше от ушей стукачей, говорил: «Экономика Соединенных Штатов? Это, ребята, что-то запредельное, нам пока совершенно непонятное и необъяснимое. Они ушли так далеко, будто скрылись за горизонтом».

Американцев нам понять было действительно непросто. Ведь Северо-Амери­канские Соединенные Штаты признали Советский Союз лишь в 1933 году – когда с конвейера Горьковского автозавода, построенного в тесном сотрудничестве с Генри Фордом, вовсю сходили полуторки ГАЗ-АА и легковушки ГАЗ-А, копии фордовских машин. Наши инженеры колесили по Америке, перенимая опыт, мы выпускали танки по лицензии Уолтера Кристи и трактора от «Катерпиллера», грузовики для ЗИСа копировали с «Отокара». А в это же самое время пролетарский поэт Владимир Маяковский, несколько месяцев проведя за океаном, костерил нещадно и того же Форда («Мистер Форд, для вашего, для высохшего зада разве мало двух просторнейших машин?»), и тогдашнего президента Кулиджа, и прочих нехороших буржуинов: «В мире социальном те же непорядки: три доллара за день, на – и отвяжись. А у Форда сколько? Что играться в прятки! Ну, скажите, Кулидж, – разве это жизнь?»

Но, невзирая на все политические разногласия, экономическое и техническое сотрудничество в области автомобилестроения, которое началось во многом случайно ровно сто лет назад, когда некий торговец по фамилии Овчаров приобрел синий «Паккард Твин Сикс», продолжалось крупнейшими проектами в 20-40-е годы прош­лого века. На протяжении десятилетий – вплоть до 70-х годов – все наше автомобилестроение ориентировалось прежде всего на Америку. Советское руководство, помимо личной привязанности отца народов к «Паккарду», привлекала возможность массового производства простых по конструкции и надежных машин, рассчитанных на неквалифицированное обслуживание и плохие дороги – да-да, дороги тогда где-нибудь на иллинойсщине были не многим лучше наших.

Лишь много позже, уже после того как не получилось «догнать и перегнать», мы постепенно начали менять свои приоритеты. Но нас реально «слишком долго учили любить ее запретные плоды»! Наши мамы и папы, бабушки и дедушки в немом восхищении, как завороженные, ходили вокруг громадных «Плимутов» и «Кадиллаков» на первой американской выставке в московских Сокольниках летом 1959-го. Эти хищные пасти, облитые килограммами хрома, эти акульи плавники задних крыльев, эти бескрайние капоты, на которых не только закуску можно было резать, но и в футбол играть – диковинный, американский. И долго еще после этого мы не только срисованный с ФИАТа «Запорожец» презрительно именовали «горбатым», но и «Москвич» с «Жигулями» всего лишь терпели. Они были слишком маленькими, слишком субтильными, слишком европейскими. Другое дело – «Волга»! Вот это настоящий автомобиль! Не говоря уже о «Чайке»…

Только все это, право слово, сантименты. Нынче глобализация на марше – кто, скажите, сможет точно определить национальность «Форда Фокуса»? Ведь он точно не американец. А «Шевроле», которые мы потеряли, – ведь и «Авео», и «Круз», и «Каптива» суть машины корейские. Как, впрочем, и «Опели» – «Мокка» с «Антарой». Между тем настоящих «американцев» типа «Тахо» и «Эскалады» можно будет по-прежнему купить в России.

Значит, мы все излишне драматизируем и мир не перевернулся в третью среду марта 2015 года? Возможно. Возможно, дело лишь в политике, которая, как известно, есть концентрированная экономика. А их экономика, что было сказано выше, скрылась за горизонтом еще лет тридцать назад. И все же нелишне будет вспомнить автомобильную Америку добрым словом. Ведь, так или иначе, мы с ней прощаемся. 

Я полпред стиха –

и я с моей страной

вашим штатишкам

бросаю вызов.

В.В. Маяковский,

«Стихи об Америке», 1925 год


Кризисы приходят и уходят, но GM остается в России. Сегодня - с оговорками


Масштаб имеет значение. Уход SEAT из России в прошлом году прошел почти незамеченным, тогда как объявленная в марте программа резкого ограничения присутствия на нашем рынке гигантского концерна GM вызвала эмоциональный шторм. На вопрос «Почему?» есть, по меньшей мере, два варианта ответа

>>> Читать далее


Кого считать настоящим «американцем»?

112.jpg

Наблюдая, как баржа GM отчаливает от пристани российского рынка, мы решили, что не стоит впадать в отчаяние, скорбя по безвременно ушедшим. Куда полезнее провести инвентаризацию и порадоваться за тех американцев, которые остаются в России. И уже только после этого впасть в отчаяние.

Современный мир американских автомобилей многообразен и удивителен. Даже с учетом того, что за последние полтора десятилетия почили в бозе такие славные марки, как Plymouth, Pontiac, Oldsmobile, а наряду со старожилами и нуворишами типа Saturn и Hummer в Соединенных Штатах осталось еще много чего вкусного. Правда, с богатого американского стола нашему рынку всегда перепадали сущие крохи, да и тех с каждым годом становилось все меньше.

>>>Читать далее


Красота по-американски

391925bcb6ef740ea26829543c89e6c4.jpg


Вне всякого сомнения, США были и остаются колыбелью мировой автомобилизации. Но Америка еще и родина индустриального автомобильного дизайна, который в конце 20-х годов решительно разделился на дизайн истинный и стайлинг.

Так сложились две школы: одна базировалась на балансе красоты и пользы, другая превращала украшательство и декорирование в эффективное средство завоевания рынков, душ и сердец потребителей.

Именно благодаря стайлингу после окончания Второй Мировой войны возникнут новые автомобильные формы и появятся такие невиданные доселе кузовные детали как хвостовые «кили», хромированные пулеобразные клыки бамперов, капоты «акулий нос» и стойки крыши в виде собачьих ног.

>>> Читать далее

Dodge Charger: иметь стальные нервы

0572a2f73d68e6070dfa24c0f02db23b.jpg


Рассказать обо всех крутых автомобилях, выпущенных по ту сторону Атлантики, – целой библиотеки не хватит! Мы решили отыскать такой, о котором у нас знают не так много. И нашли его в Москве. И прохватили на нем: это не просто «Чарджер», это супер-«Чарджер»!

Впервые увидев эту золотистую бестию, я был совершенно покорен необъяснимым ощущением основательности и надежности, которое буквально источает каждая ее деталь. Она подкупает простотой и честностью, она завораживает формами и размерами. Ох, не зря именно Dodge Charger возил Курта Рассела в «Доказатель­стве смерти», носил прозвище «Генерал Ли» в комичных «Придурках из Хаззарда», подчинялс­я Николасу Кейджу в «Сумасшедшей езде» и выполнял безумные трюки в нескольких частях культового «Форсажа»!

>>> Читать далее


Топ-10 самых крутых тачек Америки

7ebea2bc6e1947a899bfb9ca7e889fa5.jpg

Каковы главные критерии крутизны? Понятно, что хрестоматийное «сколько прет, сколько жрет» никто не отменял. И все же, пораскинув мозгами, наши эксперты обнаружили порядочное количество иных – как объективных, так и субъективных – оценок. И вот что у нас получилось.

Ford Mustang Boss 302

Как робкому студенту колледжа отбить подружку у капитана футбольной команды – красавца и силача? В конце 60-х ответ в любом из соединенных штатов напрашивался единственный – купить крутую тачку. Тогда любимая девушка-чарлидер сама запрыгнет к тебе в машину. Не исключено, именно этим обстоятельством руководствовался дизайнер Лари Шинода, конструируя «Босса». Рецепт и впрямь оказался прост: взять недорогой «Форд Мустанг», встремить в него наимощнейший двигатель, облить яркой краской и нарисовать полосы вдоль кузова. И не говорите потом, что это не круто!

>>> Читать далее


10 признаков настоящего американского автомобиля

37c1d1fbb9c5f158f9b194f498f24405.jpg

Это сейчас заокеанский рынок заполонили «японцы», «корейцы» и прочие «глобальные автомобильные продукты». Да что там пришельцы – даже Большая американская тройка уже давно продает в своей стране модели, придуманные для рафинированной Европы, а то и просто перелицованные и переименованные «еврокары». А ведь были времена, когда американские автомобили были по-настоящему самобытными. Времена ушли, а автомобили остались. Как их распознать?

Панорамные стекла – один из признаков настоящей американской классики. Пик технологий середины прошлого века, «гнутые» стекла во многом сформировали облик «детройского барокко». Естественно, их применение заставило сдвинуть передние стойки назад. В моде были даже стойки с отрицательным наклоном, которые назвали «собачья нога». Уже потом выяснилось, что помимо неудобства посадки-высадки такие стойки существенно снижали безо­пасность. Любопытно, что в наше время почти все ветровые и задние стекла – «гнутые». Но с американскими «собачьими ногами» и прочими дизайнерскими безумствами все это ничего общего не имеет.

>>> Читать далее


Стальная клизма: американский след в автомобилестроении России

5605d6a9e9322075630518b32ed55775.jpg

Кто-то привык отечественное автомобилестроение хаять, кто-то вспоминает о нем с неизменной ностальгией. Но в любом случае представить себе машины Страны Советов без американского влияния невозможно. «Волга» и ЗИЛ-130, «Чайка» и «Победа», ЗИМ и 51-й «Газон», «козлик» и КрАЗ – в любой из этих моделей, стоит копнуть поглубже, обнаружится заокеанский след. Почему?

ИЗ ЦАРСКОГО ГАРАЖА

Ровно сто лет назад проживавший в Царском Селе предприниматель Овчаров услышал о первом в мире легковом автомобиле с 12-цилиндровым мотором. Средства позволяли, и за весьма солидные тогда 2900 долларов (это 5626 тогдашних рублей – жалование учителя гимназии 80 руб., члена Госдумы – 380 руб.) Овчаров выписал себе из-за океана «Паккард Твин Сикс». Его V-образный 7-литровый мотор развивал 85 л.с., на 10 сил больше «Роллс-Ройса», разгоняя 2-тонную махину до 70 миль в час, то есть 113 км/ч. Вот что пишет об этой машине сын штаб-офицера при дворцовом коменданте Юрий Ломан: «Помню, с каким восторгом я садился в эту роскошную, блестевшую лаком синюю автомашину. Все казалось в ней необычным: и мощный двигатель, и руль на левой стороне (в то время рули были с правой стороны), и кресло шофера, отделенное от соседнего кресла, и колеса, выкрашенные в желтый цвет». И если бы не она, возможно, наш автопром пошел бы совсем по другому пути. Ведь в императорском гараже автомобили тогда числились какие угодно – французские, немецкие, английские, даже русские, только не американские. Во время Первой мировой мы покупали за океаном грузовики, но не легковушки.

>>> Читать далее


Тут не Алабама, тут климат иной...

3b0753f7792d8f0e72713b3f1581410a.jpg

Под Kid Rock c его кавером на легендарный хит группы Lynyrd Skynyrd «Sweet home Alabama» чертовски приятно представлять себя этаким реднеком-южанином за рулем видавшего виды пикапа Chevy или Dodge. В кузове побрякивают баночки с только что сваренным moonlight, и тяжело переваливается туша свежеподстреленного оленя, а в голове уже зреют мысли на ближайший уик-энд, который по всем прогнозам обещает быть веселым.

Реднек - звучит гордо!

Ох уж эти милые ребята из провинциальных городков юго-западных штатов! Бездельники, раздолбаи, баламуты и любители горячительных напитков. С кучей предрассудков и своим, понятным только им отношением к жизни. Реднеков легко отличить от других американцев. Первичный признак: вне зависимости от того, куда едешь, главное – на чем едешь. Ранчо, бар, кладбище, футбольный матч – средство передвижения будет всегда одно и то же – это пикап. Он может быть любой марки, любого года, хотя чем старше, тем лучше. 

>>> Читать далее


Harley-Davidson: неизвестная легенда



Американские автомобили у нас хорошо и давно известны. А вот о мотоциклах из Штатов в России знают гораздо хуже. Между тем когда-то байки из-за океана везли к нам десятками тысяч.

В Америке Harley-Davidson – настоящая легенда. Ведь это мотоцикл Терминатора, «Сынов Анархии» и американских полицейских. А Indian еще сто лет назад считался в Штатах самым быстрым байком, установил немало рекордов и выигрывал гонки одну за другой.

>>> Читать далее