Помню, как мой университетский преподаватель, мечтательно устремив глаза к потолку, но не на занятиях, а позже, подальше от ушей стукачей, говорил: «Экономика Соединенных Штатов? Это, ребята, что-то запредельное, нам пока совершенно непонятное и необъяснимое. Они ушли так далеко, будто скрылись за горизонтом».
Американцев нам понять было действительно непросто. Ведь Северо-Американские Соединенные Штаты признали Советский Союз лишь в 1933 году – когда с конвейера Горьковского автозавода, построенного в тесном сотрудничестве с Генри Фордом, вовсю сходили полуторки ГАЗ-АА и легковушки ГАЗ-А, копии фордовских машин. Наши инженеры колесили по Америке, перенимая опыт, мы выпускали танки по лицензии Уолтера Кристи и трактора от «Катерпиллера», грузовики для ЗИСа копировали с «Отокара». А в это же самое время пролетарский поэт Владимир Маяковский, несколько месяцев проведя за океаном, костерил нещадно и того же Форда («Мистер Форд, для вашего, для высохшего зада разве мало двух просторнейших машин?»), и тогдашнего президента Кулиджа, и прочих нехороших буржуинов: «В мире социальном те же непорядки: три доллара за день, на – и отвяжись. А у Форда сколько? Что играться в прятки! Ну, скажите, Кулидж, – разве это жизнь?»
Но, невзирая на все политические разногласия, экономическое и техническое сотрудничество в области автомобилестроения, которое началось во многом случайно ровно сто лет назад, когда некий торговец по фамилии Овчаров приобрел синий «Паккард Твин Сикс», продолжалось крупнейшими проектами в 20-40-е годы прошлого века. На протяжении десятилетий – вплоть до 70-х годов – все наше автомобилестроение ориентировалось прежде всего на Америку. Советское руководство, помимо личной привязанности отца народов к «Паккарду», привлекала возможность массового производства простых по конструкции и надежных машин, рассчитанных на неквалифицированное обслуживание и плохие дороги – да-да, дороги тогда где-нибудь на иллинойсщине были не многим лучше наших.
Лишь много позже, уже после того как не получилось «догнать и перегнать», мы постепенно начали менять свои приоритеты. Но нас реально «слишком долго учили любить ее запретные плоды»! Наши мамы и папы, бабушки и дедушки в немом восхищении, как завороженные, ходили вокруг громадных «Плимутов» и «Кадиллаков» на первой американской выставке в московских Сокольниках летом 1959-го. Эти хищные пасти, облитые килограммами хрома, эти акульи плавники задних крыльев, эти бескрайние капоты, на которых не только закуску можно было резать, но и в футбол играть – диковинный, американский. И долго еще после этого мы не только срисованный с ФИАТа «Запорожец» презрительно именовали «горбатым», но и «Москвич» с «Жигулями» всего лишь терпели. Они были слишком маленькими, слишком субтильными, слишком европейскими. Другое дело – «Волга»! Вот это настоящий автомобиль! Не говоря уже о «Чайке»…
Только все это, право слово, сантименты. Нынче глобализация на марше – кто, скажите, сможет точно определить национальность «Форда Фокуса»? Ведь он точно не американец. А «Шевроле», которые мы потеряли, – ведь и «Авео», и «Круз», и «Каптива» суть машины корейские. Как, впрочем, и «Опели» – «Мокка» с «Антарой». Между тем настоящих «американцев» типа «Тахо» и «Эскалады» можно будет по-прежнему купить в России.
Значит, мы все излишне драматизируем и мир не перевернулся в третью среду марта 2015 года? Возможно. Возможно, дело лишь в политике, которая, как известно, есть концентрированная экономика. А их экономика, что было сказано выше, скрылась за горизонтом еще лет тридцать назад. И все же нелишне будет вспомнить автомобильную Америку добрым словом. Ведь, так или иначе, мы с ней прощаемся.
Я полпред стиха –
и я с моей страной
вашим штатишкам
бросаю вызов.
В.В. Маяковский,
«Стихи об Америке», 1925 год
Кризисы приходят и уходят, но GM остается в России. Сегодня - с оговорками
Масштаб имеет значение. Уход SEAT из России в прошлом году прошел почти незамеченным, тогда как объявленная в марте программа резкого ограничения присутствия на нашем рынке гигантского концерна GM вызвала эмоциональный шторм. На вопрос «Почему?» есть, по меньшей мере, два варианта ответа
Кого считать настоящим «американцем»?
Наблюдая, как баржа GM отчаливает от пристани российского рынка, мы решили, что не стоит впадать в отчаяние, скорбя по безвременно ушедшим. Куда полезнее провести инвентаризацию и порадоваться за тех американцев, которые остаются в России. И уже только после этого впасть в отчаяние.
Современный мир американских автомобилей многообразен и удивителен. Даже с учетом того, что за последние полтора десятилетия почили в бозе такие славные марки, как Plymouth, Pontiac, Oldsmobile, а наряду со старожилами и нуворишами типа Saturn и Hummer в Соединенных Штатах осталось еще много чего вкусного. Правда, с богатого американского стола нашему рынку всегда перепадали сущие крохи, да и тех с каждым годом становилось все меньше.
>>>Читать далее
Красота по-американски
Вне всякого сомнения, США были и остаются колыбелью мировой автомобилизации. Но Америка еще и родина индустриального автомобильного дизайна, который в конце 20-х годов решительно разделился на дизайн истинный и стайлинг.
Так сложились две школы: одна базировалась на балансе красоты и пользы, другая превращала украшательство и декорирование в эффективное средство завоевания рынков, душ и сердец потребителей.
Именно благодаря стайлингу после окончания Второй Мировой войны возникнут новые автомобильные формы и появятся такие невиданные доселе кузовные детали как хвостовые «кили», хромированные пулеобразные клыки бамперов, капоты «акулий нос» и стойки крыши в виде собачьих ног.
>>> Читать далееDodge Charger: иметь стальные нервы
Рассказать обо всех крутых автомобилях, выпущенных по ту сторону Атлантики, – целой библиотеки не хватит! Мы решили отыскать такой, о котором у нас знают не так много. И нашли его в Москве. И прохватили на нем: это не просто «Чарджер», это супер-«Чарджер»!
Впервые увидев эту золотистую бестию, я был совершенно покорен необъяснимым ощущением основательности и надежности, которое буквально источает каждая ее деталь. Она подкупает простотой и честностью, она завораживает формами и размерами. Ох, не зря именно Dodge Charger возил Курта Рассела в «Доказательстве смерти», носил прозвище «Генерал Ли» в комичных «Придурках из Хаззарда», подчинялся Николасу Кейджу в «Сумасшедшей езде» и выполнял безумные трюки в нескольких частях культового «Форсажа»!
Топ-10 самых крутых тачек Америки
Каковы главные критерии крутизны? Понятно, что хрестоматийное «сколько прет, сколько жрет» никто не отменял. И все же, пораскинув мозгами, наши эксперты обнаружили порядочное количество иных – как объективных, так и субъективных – оценок. И вот что у нас получилось.
Ford Mustang Boss 302
Как робкому студенту колледжа отбить подружку у капитана футбольной команды – красавца и силача? В конце 60-х ответ в любом из соединенных штатов напрашивался единственный – купить крутую тачку. Тогда любимая девушка-чарлидер сама запрыгнет к тебе в машину. Не исключено, именно этим обстоятельством руководствовался дизайнер Лари Шинода, конструируя «Босса». Рецепт и впрямь оказался прост: взять недорогой «Форд Мустанг», встремить в него наимощнейший двигатель, облить яркой краской и нарисовать полосы вдоль кузова. И не говорите потом, что это не круто!
10 признаков настоящего американского автомобиля
Это сейчас заокеанский рынок заполонили «японцы», «корейцы» и прочие «глобальные автомобильные продукты». Да что там пришельцы – даже Большая американская тройка уже давно продает в своей стране модели, придуманные для рафинированной Европы, а то и просто перелицованные и переименованные «еврокары». А ведь были времена, когда американские автомобили были по-настоящему самобытными. Времена ушли, а автомобили остались. Как их распознать?
Панорамные стекла – один из признаков настоящей американской классики. Пик технологий середины прошлого века, «гнутые» стекла во многом сформировали облик «детройского барокко». Естественно, их применение заставило сдвинуть передние стойки назад. В моде были даже стойки с отрицательным наклоном, которые назвали «собачья нога». Уже потом выяснилось, что помимо неудобства посадки-высадки такие стойки существенно снижали безопасность. Любопытно, что в наше время почти все ветровые и задние стекла – «гнутые». Но с американскими «собачьими ногами» и прочими дизайнерскими безумствами все это ничего общего не имеет.
Стальная клизма: американский след в автомобилестроении России
Кто-то привык отечественное автомобилестроение хаять, кто-то вспоминает о нем с неизменной ностальгией. Но в любом случае представить себе машины Страны Советов без американского влияния невозможно. «Волга» и ЗИЛ-130, «Чайка» и «Победа», ЗИМ и 51-й «Газон», «козлик» и КрАЗ – в любой из этих моделей, стоит копнуть поглубже, обнаружится заокеанский след. Почему?
ИЗ ЦАРСКОГО ГАРАЖА
Ровно сто лет назад проживавший в Царском Селе предприниматель Овчаров услышал о первом в мире легковом автомобиле с 12-цилиндровым мотором. Средства позволяли, и за весьма солидные тогда 2900 долларов (это 5626 тогдашних рублей – жалование учителя гимназии 80 руб., члена Госдумы – 380 руб.) Овчаров выписал себе из-за океана «Паккард Твин Сикс». Его V-образный 7-литровый мотор развивал 85 л.с., на 10 сил больше «Роллс-Ройса», разгоняя 2-тонную махину до 70 миль в час, то есть 113 км/ч. Вот что пишет об этой машине сын штаб-офицера при дворцовом коменданте Юрий Ломан: «Помню, с каким восторгом я садился в эту роскошную, блестевшую лаком синюю автомашину. Все казалось в ней необычным: и мощный двигатель, и руль на левой стороне (в то время рули были с правой стороны), и кресло шофера, отделенное от соседнего кресла, и колеса, выкрашенные в желтый цвет». И если бы не она, возможно, наш автопром пошел бы совсем по другому пути. Ведь в императорском гараже автомобили тогда числились какие угодно – французские, немецкие, английские, даже русские, только не американские. Во время Первой мировой мы покупали за океаном грузовики, но не легковушки.
Тут не Алабама, тут климат иной...
Под Kid Rock c его кавером на легендарный хит группы Lynyrd Skynyrd «Sweet home Alabama» чертовски приятно представлять себя этаким реднеком-южанином за рулем видавшего виды пикапа Chevy или Dodge. В кузове побрякивают баночки с только что сваренным moonlight, и тяжело переваливается туша свежеподстреленного оленя, а в голове уже зреют мысли на ближайший уик-энд, который по всем прогнозам обещает быть веселым.
Реднек - звучит гордо!
Ох уж эти милые ребята из провинциальных городков юго-западных штатов! Бездельники, раздолбаи, баламуты и любители горячительных напитков. С кучей предрассудков и своим, понятным только им отношением к жизни. Реднеков легко отличить от других американцев. Первичный признак: вне зависимости от того, куда едешь, главное – на чем едешь. Ранчо, бар, кладбище, футбольный матч – средство передвижения будет всегда одно и то же – это пикап. Он может быть любой марки, любого года, хотя чем старше, тем лучше.
Harley-Davidson: неизвестная легенда
Американские автомобили у нас хорошо и давно известны. А вот о мотоциклах из Штатов в России знают гораздо хуже. Между тем когда-то байки из-за океана везли к нам десятками тысяч.
В Америке Harley-Davidson – настоящая легенда. Ведь это мотоцикл Терминатора, «Сынов Анархии» и американских полицейских. А Indian еще сто лет назад считался в Штатах самым быстрым байком, установил немало рекордов и выигрывал гонки одну за другой.