Главное. Мы с огромным уважением относимся к нашим участникам, многие из которых столкнулись с тяжелыми проблемами. Вот, на днях объявили, что Mitsubishi впервые терпит убытки, связанные с падением продаж не только в России, но и по миру в целом, и тем не менее Mitsubishi с уважением относится к нашим автолюбителям и не уходит от участия в выставке.
Я распечатал к нашей беседе письма импортеров. Вы увидите, что нет ни одной компании, которая бы мотивировала отказ от участия нашей ценовой политикой. Ни-од-ной. Удельный вес затрат по аренде составляет порядка 20% всех затрат. Тем не менее мы в середине февраля снизили цены в два раза. Мы снизили цену в знак благодарности тем, кто участвует в салоне и создает праздник для аудитории. Как мало у нас осталось праздников! Посмотрите, как резко сократилось количество концертов зарубежных исполнителей, в том числе в Москве. Мы снизили цену для всех участников ММАС-2016 – мы перезаключаем договоры. И конечно же новая цена будет распространяться на всех отказников в случае их возврата.
У нас цена за площади номинирована в евро по той причине, что Крокус-Экспо – это часть большого холдинга, тут и закупки за рубежом, и кредитные дела. Вот мы метро Мякинино построили за свои деньги – до сих пор не принято на баланс, мы его содержим, вся нагрузка на Крокусе!Как информируют нас некоторые марки из числа отказавшихся, они не могут себе позволить идти по пути сокращения затрат на строительство стендов, воспользоваться нашими отечественными застройщиками, сократить нагрузку в плане персонала. Поэтому им выгоднее отказаться от застройки стенда и в принципе от участия в выставке, и заплатить нам неустойку.
Для многих автопроизводителей имиджевая составляющая, а именно то, кто открывает салон, какие решения озвучиваются, важна и оказывает влияние на участие в выставке. В Детройт на открытие салона приезжает минимум вице-президент США, в Париже – Оланд, во Франкфурте – Меркель, в Женеве – глава Швейцарской конфедерации. А в Москве вы на салоне видели кого-нибудь выше министра? Если бы приезжали к нам руководители страны, для участников это было бы важно – встретиться, поговорить. Но этот недостаток можно списать на то, что у нас культура проведения автосалонов только развивается, ведь история проведения настоящих автосалонов, отвечающих международным стандартам, началась лишь с 2006 года, с Крокуса. А до этого была «автомобильная выставка» на Красной Пресне. А вы помните, какая цена площади была на Пресне? 300–350 долларов за квадратный метр! А мы цену больше чем в 2 раза снизили, как только начали проводить мероприятие в Крокусе.
Для компаний, которые оказались не подвержены нервозности, мы на долгие годы сохраним очень серьезные преференции! Однозначно. И по деньгам, и по прочим условиям, и по вопросам рекламных возможностей – по всему. На долгие годы эти компании будут иметь преимущество перед теми, кто отказался сразу или решил расторгнуть договора без какой-либо серьезной аргументации.
Итак, как формировался нынешний салон. Начнем по списку – Acura и Honda. Все мы знаем, какое у них положение, мы с ними работаем с 2005 года. Но вот в прошлом году, в июле, они написали нам, что не готовы пока рассматривать, не планируют. У них 90-процентное падение продаж в России. У нас к ним нет претензий, и договора с ними изначально не было.
Дальше – BMW. Получили мы ответ от них, в котором они высказали благодарность за эксклюзивные условия, предоставленные бренду BMW, за открытость и конструктивный подход, но, ссылаясь на 30-процентное падение продаж, приняли решение не участвовать в выставке текущего года. Но в прессе я читал и иную аргументацию, а именно то, что BMW приняло решение отказаться в выставке в связи с некачественной аудиторией. Очень жаль, что в BMW считают российских автолюбителей и публику, которая придет на салон, некачественной. Видимо, качественные – это те, кто приходит к ним в бутик в ГУМе. Но в целом претензий к бренду у нас нет, т.к. договора с ними у нас изначально не было, и они информировали нас о своем решении 21 декабря 2015 года. Могу сказать лишь одно: желаю огромного успеха компании Mercedes-Benz в реализации их маркетингового хода «спасибо за 100 лет конкуренции», адресованного владельцам BMW. Это я без злорадства.
А вот Mercedes-Benz всех уважает и считает нашу российскую аудиторию качественной. Мне известно, что германское руководство в деликатной, интеллигентной форме высказывало сомнения, а нужно ли принимать участие в ММАС в то время, когда ряд других уважаемых брендов от выставки отказался… Но российское представительство «Мерседес», которое проводит независимую от каких-либо брендов экономическую политику, нашло нужные слова и аргументацию для своего участия в автосалоне!
Jaguar и Land Rover. Это был первый отказ от выставки со стороны компании, заключившей договор. Для нас он был шоком, т.к. в истории автосалонов это был первый разрыв договора, влекущий для отказника серьезные финансовые потери. Кроме того, у нашего холдинга, в который входит выставочный комплекс, с Jaguar Land Rover тесные отношения, по отдельным проектам долгосрочные. И вот с 10 февраля, когда Jaguar прислал нам письмо со ссылкой на то, что решение об отказе от участия в выставке принято глобальным руководством Jaguar Land Rover, началась темненькая полоска в формировании списка участников салона. А ведь мы компании предоставили одно из лучших мест! В том зале, в котором они просили. Предоставили площадку для проведения тест-драйвов перед самым павильоном. Сделали всё, при этом многим другим участникам пришлось поотказывать в предоставлении мест! И после этого мы получаем такое письмо, а за ним – цепную реакцию… По большому счету, из-за нашего доброго отношения к Jaguar Land Rover, мы еще в июле потеряли Toyota и Lexus!! Потому что Toyota и Lexus просили их поставить в том же зале, где размещался Jaguar Land Rover. Но места в этом зале было только для Lexus, в связи с чем Toyota, ссылаясь на «непривлекательность предложения» от участия в выставке отказалась, а вслед отказался и Lexus. И тут такая подстава от Jaguar Land Rover!
Дальше – Cadillac. Когда они подписали договор на 1000 с лишним метров, я был несколько удивлен. Уже тогда было известно про Opel и Chevrolet. Куда им тыщу метров на один «Кадиллак»?! Потом 20 февраля мы получаем письмо, где сказано, что в связи со сложной экономической ситуацией они вынуждены отказаться от участия… А по устной же информации решение Cadillac было принято потому, что ушел Jaguar Land Rover! Понятно, что у них с продажами плохо, но, тем не менее, уход Cadillac – это звено цепной реакции. Мы предлагали им: возьмите небольшой стенд в 200 метров, выставите хотя бы Camaro, Tahoe, сохраните свой имидж, но, к сожалению, безрезультатно.
Далее. Citroёn и Peugeot – это вообще сказка. 26 января приезжает к нам Александр Мигаль (управляющий директор марок Peugeot, Citroёn и DS в России – прим. ред.) с просьбой о сокращении площадей стендов. Первоначально «Ситроен» и «Пежо» арендовали два блока, где-то на две тысячи квадратов в сумме. Честно говоря, когда они заключали договор, я подумал, чем хвастаться-то?.. Тем не менее, взяли они большие блоки, чем ввели нас, во-первых, в заблуждение, а во-вторых, поставив в затруднительное положение с размещением других компаний, а теперь аргументируя «благим желанием достойно представить бренды компании в рамках салона и презентовать новые продукты и концепты российской публике» попросили сократить площадь стендов! Естественно, просьба была удовлетворена. А уже 19 февраля г-н Мигаль благодарит нас за встречу и положительные решения по сокращению площадей, и с сожалением сообщает о том, что в связи с дальнейшим сокращением бюджета бренды вынуждены отказаться от участия в Московском салоне. И в этот же день слушаю радио «Маяк», передачу «Ассамблея автомобилистов», где выступает Александр Мигаль вместе с Оксаной Вершининой (PR-менеджер Citroёn – прим. ред.), в ходе которой он заявляет о том, что «Ситроен» и «Пежо» принял жесткое решение остаться на рынке и далее в таком ключе. Я звоню ему после этого, говорю, вы хотя бы поставьте DS ваш, он же премиальный! Найдем место в зале, где стоит Infiniti, Cadillac (тогда еще не было от них отказа). В ответ отказ. Вот так, мы во всем шли навстречу, из-за недостатка площадей отказывали другим, а в результате получили дырки в экспозиционных планах! Так и хочется спросить, а о чем вы раньше думали, когда договоры заключали и деньги платили? Можно ли расценивать серьезно такую компанию?
Дальше – Datsun, Nissan и, естественно, Infiniti. Это один из самых свежих отказов, а ведь два бренда оплатили свое участие в выставке полностью – Datsun и Infiniti. Полностью! 100%! До копеечки! У нас было три договора, причем у Nissan тоже был оплачен один транш. Причем «Ниссан» в декабре запрашивал Японию: все-таки мы платим, мы участвуем? Да, участвуем, платите, был ответ. И тут – решение об отказе! Насколько нам известно, и российское руководство «Ниссана», и европейское пытались убедить японцев в целесообразности – бесполезно. Аргументы такие: если Mercedes-Benz участвует так широко в отдельном зале, значит Infiniti не может выставить маленький стенд. Кроме того – отсутствует BMW! А это, понимаете ли, конкурент Infiniti. Решение не поддается логике! А что касается Datsun и Nissan, то их участие нецелесообразно из-за отсутствия Honda, Toyota, Lexus, Subaru и Volkswagen. Аргументация слабая.
Теперь Suzuki. Договор с брендом был подписан и, более того, частично оплачен. Но 12 февраля получаем письмо, в котором нас информируют о том, что период проведения салона, к сожалению, выпадает на переходный период формирования модельного ряда в России, и мы не может выйти на салон, показав лишь два автомобиля. Ну что мы здесь можем сказать…
Что касается Maserati, то с агентством, представляющим бренд в России, договор заключен. В настоящее время ведутся переговоры с европейской штаб-квартирой по месту его расположения в выставочной экспозиции, так как для такой марки важно окружение…Многие пишут о том, что не будет принимать участие Ferrari! Да и раньше у нас на салоне бренд никогда самостоятельно не выставлялся!
GAZ еще в прошлом году принял мудрое решение о том, что их продукция более уместна на выставке коммерческого транспорта.
Porsche. С огромным уважением относимся к этой легендарной марке. Мы встречались с г-ном Томасом Штерцелем, директором российского отделения Porsche, перед Женевским салоном. Он нам сказал, что по части ММАС они свободны в своих действиях, они имеют и средства, и желание, чтобы участвовать. Мы уже проговорили условия, сильно продвинулись, но, в конце концов, они не смогли согласовать участие со своим руководством в Германии. Полагаю, это мое личное мнение, что за проблемы концерна в США платят все компании, входящие в Volkswagen Group, и Porsche, по всей видимости, тоже обременена. Я верю, что наше общение с г-ном Штерцелем не было формальностью. Только 9 марта они прислали отказ. Они боролись до последнего. Кстати, мы предлагали им встать вместо BMW – на весь зал, и, может быть, с Porsche к нам вернулись бы некоторые участники, все же Porsche – знаковая компания, но, к сожалению, не случилось…
Ну и теперь Volkswagen Group.
Был бы Volkswagen Group, был бы и Porsche, и ситуация была бы совсем иной – не было бы никаких отказов.
Итак, в августе прошлого года Volkswagen Group в лице г-на Озеговича поблагодарила нас за усилия и предоставление компании благоприятных условий на ММАС. При этом нас информировали о том, что единственной причиной задержки подписания договора является затяжная процедура документооборота внутри компании, в связи с чем его подписание переносится на конец сентября 2015 года. Это также объяснялось отпуском на заводе в Вольфсбурге и невозможностью получения подписи совета директоров в указанный период. Следующее письмо поступило 28 сентября – как раз срок пришел! Г-н Озегович снова благодарил нас от имени Volkswagen Group за конструктивное сотрудничество. Он был рад, что нам удалось договориться об условиях, и информировал нас о значительных подвижках в деле заключения договора. Однако, сославшись на кардинальные изменения, связанные с проблемами в США, г-н Озегович попросил нас о пролонгации подписания договора до конца октября. Дальше было много встреч, не буду перечислять подробно, ну и, в конце концов – тянули кота за хвост – 15 февраля пришло письмо, в котором г-н Озегович в очередной раз сердечно поблагодарил нас и проинформировал о решении всех брендов отказаться от участия в ММАС в связи со сложившейся ситуацией на российском рынке.
Теперь последнее. 23 марта получаем письмо из Ford, в котором коллеги отмечают, что наше сотрудничество проходило на высоком уровне доверия и поддержки, но, к сожалению, из-за текущей ситуации, повлекшей снижение продаж новых автомобилей, предвидя дальнейшее снижение рынка, компания вынуждена отказаться от участия в ММАС.
Но не надо забывать, что на сегодняшний день немало китайских компаний, чья продукция уже не так сильно, как раньше, уступает конкурентной по дизайну и другим параметрам. У нас есть Brilliance, Dongfeng, FAW, Geely, Haval, Changan – у всех этих компаний есть договоры! Что касается Lifan, то его отказ аргументирован строительством завода. Надеюсь, что и с Chery мы найдем понимание, тем более им сам бог велел выставить марку Qoros – они же ее хотят в следующем году на рынок заводить.
И в завершении к тем, кто отказался или еще не определился со своим участием в выставке, хотелось бы обратиться с пожеланием с большим уважением относиться к своим соотечественникам. У нас ведь не Женева, не Европа, где маленькие расстояния, где люди из других стран приезжают на автосалоны на автомобиле. Где простые люди могут увидеть автомобильные новинки? В журналах и интернете? Это же не то! Людям хочется пообщаться, посмотреть на машины, залезть под них, все своими руками пощупать. Поэтому тем компаниям, которые принимают участие в ММАС в этом году, мы будем максимально способствовать и в дальнейшем!
Таблица 1. Список участников ММАС-2016. В графе «+» перечислены бренды / компании, заключившие договор с «Крокус Экспо», в графе «-» – не заключавшие, либо разорвавшие договор.
Бренд |
+ |
- |
Acura |
|
- |
BMW |
|
- |
Brilliance |
+ |
|
Cadillac |
|
- |
Changan |
+ |
|
Chery |
|
- |
Chevrolet |
|
- |
Jeep, Fiat, Alfa Romeo, Chrysler |
+ |
|
Citroën |
|
- |
Datsun |
|
- |
Dongfeng |
+ |
|
FAW |
+ |
|
Ford |
|
- |
GAZ |
|
- |
Geely |
+ |
|
Haval |
+ |
|
Honda |
|
- |
Hyundai |
+ |
|
Infiniti |
|
- |
Isuzu |
|
- |
Jaguar |
|
- |
Kia |
+ |
|
Lada |
+ |
|
Lexus |
|
- |
Land Rover |
|
- |
Mazda |
+ |
|
Maserati |
+ |
|
Mercedes-Benz |
+ |
|
MINI |
|
- |
Mitsubishi |
+ |
|
Nissan |
|
- |
Peugeot |
|
- |
Porsche |
|
- |
Renault |
+ |
|
smart |
+ |
|
SsangYong |
|
- |
Subaru |
|
- |
Suzuki |
|
- |
Toyota |
|
- |
UAZ |
+ |
|
Audi, Škoda, Volkswagen |
- |
|
Официальный дилер Volvo «Обухов» |
+ |
|