Идея, по словам Лысакова, заключается в том, что автомобилисты, покупающие КАСКО, не должны приобретать еще и ОСАГО - эта ответственность должна покрываться добровольным полисом. Как выразился депутат, у страховщиков достаточно «подкожно-жировой клетчатки», чтобы выплачивать ущерб по гражданской ответственности за счет прибылей от добровольных полисов. Медведев ответил, что надо разобраться, каким страховым компаниям можно делать такую «липосакцию», а каким - нет.
По данным Центробанка, в 2018 году в России было продано полисов КАСКО более чем на 168 миллиардов, при этом пострадавшим выплатили лишь 83 миллиарда рублей. Оставшиеся средства пошли на обеспечение деятельности самих страховых компаний, а также обеспечили прибыль их владельцам. На ОСАГО страховщики заработали меньше. По их собственным данным, за 2017 год было продано полисов на 228 миллиардов рублей, а выплачено - 181 миллиард. Идея объединить полисы ОСАГО и КАСКО высказывается с 2013 года, однако на этот раз воз может сдвинуться с места. По крайней мере, в Центробанке уже заявили о том, что изучат предложение, а в Минфине даже назвали сроки возможного нововведения — 2020 год.
Речь идет именно об отмене для владельцев полисов КАСКО обязательства покупать еще и ОСАГО. Те автомобилисты, кто добровольно не страхует свой автомобиль от ущерба и угона, все равно должны будут приобретать полисы ОСАГО в обязательном порядке.
Главный вопрос, который возникает к инициативе Лысакова, заключается в том, как власти будут контролировать стоимость КАСКО. Сейчас цена добровольной страховки определяется рынком, а стоимость ОСАГО — Центробанком. При этом средняя стоимость полисов КАСКО в последние годы неуклонно снижалась и в 2018 году составила рекордно малую сумму - 35,7 тысяч рублей.
Коллеги Лысакова поддерживают идею, но тоже не понимают, как контролировать цены. Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов отмечает, что страховщики научились очень хорошо защищаться от потери прибылей. «Мы все еще не можем навести порядок в ОСАГО, как только предлагаем что-то положительное для автомобилистов, тут же слышим от страховых компаний о потенциальных убытках и крахе отрасли. Думаю, в этой ситуации будет так же, и страховщики попытаются или поднять цены на КАСКО, или увеличить франшизу, или как-то еще снизить выплаты», - заявил Нилов. Объединенные полисы ОСАГО и КАСКО встречаются в ряде зарубежных стран. В некоторых государствах именно такая страховка «от всего» является обязательной. Президент Всероссийского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил, что в отдаленном будущем подобный продукт может появиться и в России, но пока важнее индивидуализировать и либерализировать цены на ОСАГО. И тем самым снизить стоимость полисов для некоторых групп автомобилистов.
С ним согласны и эксперты «Несмотря на расширение тарифного коридора по ОСАГО, в Москве лидирующие страховщики снизили тариф на 12-14%», - подтверждает мысли Юргенса ведущий научный сотрудник департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового Университета РФ Андрей Языков.
Не очень рады инициативе и автомобилисты. Координатор сообщества «Синие Ведерки» Петр Шкуматов чувствует в этой затее подвох: «Если владелец машины с КАСКО стал виновником ДТП, то как подорожает его страховка на следующий год? Как будет урегулироваться спор, если у одного участника только ОСАГО, а у другого - только КАСКО? Зачем скрещивать ужа с ежом?» По мнению Шкуматова, идея в результате может обернуться тем, что такой гибридный полис сделают обязательным, что приведет к многократному росту нагрузки на всех автомобилистов.