Попробуем разобрать электрический Porsche, что называется, по косточкам - и в каждой детали увидим, насколько серьезными были задачи, стоявшие перед разработчиками Taycan. А, главное, с каким блеском их удалось решить.
Компоновка: Не сверху, а внутри!
Преимущества электромобилей давно известны – легкие и компактные моторы, отсутствие коробки передач, сцепления, громоздких и тяжелых валов трансмиссии, удобство управления тягой и торможением. Но есть и большой минус – массивные аккумуляторные батареи. Они не просто занимают много места, их еще и расположить нужно как можно ниже, чтобы не увеличивать высоту центра масс.Для машины со спортивными генами, а Porsche именно такой автомобиль, последнее требование оказывается критически важным. Вы хотите, чтобы ваш Porsche управлялся, как обычная легковушка? Разумеется, нет. Porsche должен быть эталоном с точки зрения динамики и управляемости. Так как же быть? Загрузив батареями все пространство под полом для снижения центра тяжести, мы вынуждены будем посадить водителя и пассажиров сверху. И машина станет высокой и валкой.
Немецкие инженеры справились с этой головоломкой, хитроумно разместив аккумуляторы в днище таким образом, чтобы ноги задних пассажиров оказались в своеобразной «ванне» - углублении в полу. Так удалось сохранить приемлемую высоту салона, вписав его в силуэт спорткара.
Подробнее о том, как в Цуффенхаузене решали проблему компоновки электромобиля, рассказал руководитель студии дизайна Porsche Михаэль Мауэр
Батарея: На шаг впереди
Только и сами батареи «Тайкана» отнюдь не простые. Дело опять же в спортивных корнях марки. Не важно, какой у него двигатель, каким приводом или кузовом его оснастили создатели, Porsche - это, прежде всего, быстрый автомобиль. А значит, он не только должен мгновенно разгоняться, но и поддерживать максимальную скорость. Чтобы добиться привычной для любого «Порше» динамики, аккумуляторы необходимо сделать как можно более легкими и мощными. Такие требования привели немецких инженеров к необходимости первыми в мире применить 800-вольтовые батареи – это вдвое выше, чем применяли до сих пор проектировщики электромобилей.Соединенные по параллельной и последовательной схеме, 432 литий-ионных элемента напряжением 4 вольта каждый обеспечивают общую емкость 93,4 кВтч. Как именно устроены аккумуляторы Taycan, можно узнать здесь. В результате применения передовой 800-вольтовой системы всего за 5 минут зарядка постоянным током на специальной станции позволит накопить достаточно энергии, чтобы проехать до 100 км. В идеальных условиях время зарядки с 5 до 80 % составляет 22,5 минуты, максимальная зарядная мощность достигает 270 кВт. Можно заряжать Taycan и от обычной домашней розетки - от источника переменного тока с зарядной мощностью до 11 кВт.
Силовой агрегат: Испытано на гоночной трассе
Следующее звено в цепочке инноваций «Тайкана» - силовой агрегат. Синхронные электродвигатели – их два, по одному на каждой из осей машины, что означает полный привод – могут похвастать самой высокой плотностью мощности (кВт на литр монтажного пространства) из всех существующих сегодня на рынке электроприводов. Причем двигатели эти создавались для специального гоночного Porsche 919 Hybrid. Эта машина в 2015-2017 годах трижды становилась чемпионом мира в личном и командном зачете, трижды выигрывала знаменитый 24-часовой марафон в Ле-Мане.Помимо всего прочего электродвигатели «Тайкана» умеют еще и запасать энергию – во время торможения они работают как генераторы. Потенциальная мощность рекуперации составляет до 265 кВт, что существенно выше, чем у конкурентов. Как показали испытания в реальных условиях на шоссе, примерно 90 % всех торможений можно выполнять только за счет электродвигателей, без задействования колесных тормозных механизмов. Подробнее о хитроумной технологии стержневой намотки катушек статоров электродвигателей Hairpin, уникальной для электромобилей 2-ступенчатой коробке передач на задней оси и прочих особенностях силового агрегата увлекательно рассказали их создатели.
Эксплуатация: Нет проблем
Но построить электромобиль – только полдела. Необходимо сделать так, чтобы его владелец не испытывал никаких неудобств в процессе эксплуатации машины. Ведь если с заправкой бензином нет проблем ни в городе, ни за его пределами в большинстве стран мира, то с подзарядкой электромобилей дела обстоят пока не столь радужно. Как сделать устройства для зарядки электромобилей удобными для клиентов, простыми в использовании и выгодными для операторов?В Цуффенхаузене разработали не только сам автомобиль, но и всю инфраструктуру, необходимую для его быстрой и беспроблемной зарядки.
Но и выпустив «Тайкан» в серийную жизнь, инженеры «Порше» вовсе не переключились на другие проекты. Первый в мире электрический спорткар постоянно совершенствуется. К началу нынешнего модельного года покупателям «Тайкана» предложили функцию Plug & Charge. А специальное VR-приложение для дилерских центров позволяет техническим специалистам досконально изучить новый Taycan.
Инновации в деталях: Мелочей не бывает
В таком фонтане современнейших решений, который представляет собой Tycan, невозможно выделить что-то одно. Здесь и впечатляющие характеристики - молниеносный разгон до сотни за 2,8 секунды, «максималка» в 260 км/ч и запас хода в 450 км. Интегрированная система управления Porsche 4D-Chassis Control анализирует и синхронизирует все отдельные системы ходовой части в режиме реального времени. В числе инновационных систем ходовой части – адаптивная пневмоподвеска с 3-камерной технологией, включая электронную систему регулировки жесткости амортизаторов Porsche Active Suspension Management и электромеханическая система подавления кренов Porsche Dynamic Chassis Control Sport, включая систему распределения крутящего момента Porsche Torque Vectoring Plus.Дизайн: Огонь в сосуде
Только каким бы совершенным ни был автомобиль внутри, какими бы сенсационными инновациями ни снабдили его создатели, успех у покупателя в огромной степени зависит от того, как машина выглядит снаружи. И в этом смысле перед дизайнерами Porsche стояла исключительно сложная задача. Как совместить традиции марки и экстремальный футуризм концепции E-Mobility? Ведь электрический спорткар должен выглядеть как настоящий «Порше», и при этом нести в своей внешности недвусмысленный намек на свою уникальную суть. Обеспечивать впечатляющую динамику и удобство в повседневной эксплуатации. Согласитесь, требования почти взаимоисключающие.Узнать, как проходила работа над внешним обликом «Тайкана», можно у одного из его создателей, руководителя Style Porsche Михаэля Мауэра. Когда же эта работа осталась позади, и машина встала на конвейер, внешность первого электрического спорткара от «Порше» послужила источником вдохновения для других художников. Скажем, фотограф Бернхард Раушер, которого называют «Человеком света», создал «Вдохновленные Porsche».
Признание: Первый в мире, значит лучший в мире
Первые же тест-драйвы показали, что электрический спорткар – это уникальное сочетание типичной для Porsche динамики, сетевой интеграции и пригодности к повседневной эксплуатации. Журналисты «Автомобилей» одними из первых познакомились с новинкой от Porsche. А минувшим летом наш тест-пилот Алексей Васильев, чемпион России по кольцевым гонкам, призер мирового первенства в категории GT, участник 24-часового марафона в Ле-Мане за рулем Taycan вышел на гоночную трассу MoscowRaceWay. И после первого же круга не мог скрыть своего восторга: «Я хочу этот автомобиль!» Подробнее об этом можно прочитать здесь.В дальнейшем рекорды на гоночных трассах мира только подтвердили наш вывод - «Тайкан» круче и быстрее и специально подготовленных раллийных машин, и лучших суперкаров категории «гран туризмо». Taycan промчался по Северной петле Нюрбургринга за 7 минут и 42 секунды. А дрифт-рекорд «Тайкана» вошел в книгу Гиннесса.
Не стала исключением и Россия. У нас Taycan получил Гран-при «За рулем»-2020 и национальную премию экспертов автомобильного бизнеса “Топ-5 Авто”.