29 Декабря 2020, 18:10

Кто-то может удивиться – как таковой, электромобиль не новость, и даже сам Фердинанд Порше начинал когда-то именно с электрических самобеглых экипажей. Но в том то и суть, что в своем традиционном виде электромобили не имели шансов в борьбе с двигателем внутреннего сгорания. Чтобы подарить им эту возможность, специалистам Porsche пришлось создать настоящее инженерное чудо. 

Попробуем разобрать электрический Porsche, что называется, по косточкам - и в каждой детали увидим, насколько серьезными были задачи, стоявшие перед разработчиками Taycan. А, главное, с каким блеском их удалось решить.

Компоновка: Не сверху, а внутри!

Преимущества электромобилей давно известны – легкие и компактные моторы, отсутствие коробки передач, сцепления, громоздких и тяжелых валов трансмиссии, удобство управления тягой и торможением. Но есть и большой минус – массивные аккумуляторные батареи. Они не просто занимают много места, их еще и расположить нужно как можно ниже, чтобы не увеличивать высоту центра масс. 



Для машины со спортивными генами, а Porsche именно такой автомобиль, последнее требование оказывается критически важным. Вы хотите, чтобы ваш Porsche управлялся, как обычная легковушка? Разумеется, нет. Porsche должен быть эталоном с точки зрения динамики и управляемости. Так как же быть? Загрузив батареями все пространство под полом для снижения центра тяжести, мы вынуждены будем посадить водителя и пассажиров сверху. И машина станет высокой и валкой.



Немецкие инженеры справились с этой головоломкой, хитроумно разместив аккумуляторы в днище таким образом, чтобы ноги задних пассажиров оказались в своеобразной «ванне» - углублении в полу. Так удалось сохранить приемлемую высоту салона, вписав его в силуэт спорткара. 

Подробнее о том, как в Цуффенхаузене решали проблему компоновки электромобиля, рассказал руководитель студии дизайна Porsche Михаэль Мауэр

Батарея: На шаг впереди

Только и сами батареи «Тайкана» отнюдь не простые. Дело опять же в спортивных корнях марки. Не важно, какой у него двигатель, каким приводом или кузовом его оснастили создатели, Porsche - это, прежде всего, быстрый автомобиль. А значит, он не только должен мгновенно разгоняться, но и поддерживать максимальную скорость. Чтобы добиться привычной для любого «Порше» динамики, аккумуляторы необходимо сделать как можно более легкими и мощными. Такие требования привели немецких инженеров к необходимости первыми в мире применить 800-вольтовые батареи – это вдвое выше, чем применяли до сих пор проектировщики электромобилей.



Соединенные по параллельной и последовательной схеме, 432 литий-ионных элемента напряжением 4 вольта каждый обеспечивают общую емкость 93,4 кВтч. Как именно устроены аккумуляторы Taycan, можно узнать здесь. В результате применения передовой 800-вольтовой системы всего за 5 минут зарядка постоянным током на специальной станции позволит накопить достаточно энергии, чтобы проехать до 100 км. В идеальных условиях время зарядки с 5 до 80 % составляет 22,5 минуты, максимальная зарядная мощность достигает 270 кВт. Можно заряжать Taycan и от обычной домашней розетки - от источника переменного тока с зарядной мощностью до 11 кВт.

Силовой агрегат: Испытано на гоночной трассе

Следующее звено в цепочке инноваций «Тайкана» - силовой агрегат. Синхронные электродвигатели – их два, по одному на каждой из осей машины, что означает полный привод – могут похвастать самой высокой плотностью мощности (кВт на литр монтажного пространства) из всех существующих сегодня на рынке электроприводов. Причем двигатели эти создавались для специального гоночного Porsche 919 Hybrid. Эта машина в 2015-2017 годах трижды становилась чемпионом мира в личном и командном зачете, трижды выигрывала знаменитый 24-часовой марафон в Ле-Мане. 



Помимо всего прочего электродвигатели «Тайкана» умеют еще и запасать энергию – во время торможения они работают как генераторы. Потенциальная мощность рекуперации составляет до 265 кВт, что существенно выше, чем у конкурентов. Как показали испытания в реальных условиях на шоссе, примерно 90 % всех торможений можно выполнять только за счет электродвигателей, без задействования колесных тормозных механизмов. Подробнее о хитроумной технологии стержневой намотки катушек статоров электродвигателей Hairpin, уникальной для электромобилей 2-ступенчатой коробке передач на задней оси и прочих особенностях силового агрегата увлекательно рассказали их создатели.

Эксплуатация: Нет проблем

Но построить электромобиль – только полдела. Необходимо сделать так, чтобы его владелец не испытывал никаких неудобств в процессе эксплуатации машины. Ведь если с заправкой бензином нет проблем ни в городе, ни за его пределами в большинстве стран мира, то с подзарядкой электромобилей дела обстоят пока не столь радужно. Как сделать устройства для зарядки электромобилей удобными для клиентов, простыми в использовании и выгодными для операторов? 

В Цуффенхаузене разработали не только сам автомобиль, но и всю инфраструктуру, необходимую для его быстрой и беспроблемной зарядки.

А упростить пользование общественной зарядной инфраструктурой призван специальный сервис Porsche Charging Service. Он доступен без предварительной регистрации у соответствующего оператора – правда, пока не во всех странах. Оплата через аккаунт Porsche гарантирует единую во всех прикрепленных зарядных станциях цену на базе соответствующей зарядной мощности. Вы выбираете станцию через PCM или через приложение на смартфоне и вводите адрес в навигацию. К тому же в режиме реального времени можно узнать о свободных колонках, типе штекера и зарядной мощности.

Но и выпустив «Тайкан» в серийную жизнь, инженеры «Порше» вовсе не переключились на другие проекты. Первый в мире электрический спорткар постоянно совершенствуется. К началу нынешнего модельного года покупателям «Тайкана» предложили функцию Plug & Charge. А специальное VR-приложение для дилерских центров позволяет техническим специалистам досконально изучить новый Taycan.

Инновации в деталях: Мелочей не бывает

В таком фонтане современнейших решений, который представляет собой Tycan, невозможно выделить что-то одно. Здесь и впечатляющие характеристики - молниеносный разгон до сотни за 2,8 секунды, «максималка» в 260 км/ч и запас хода в 450 км. Интегрированная система управления Porsche 4D-Chassis Control анализирует и синхронизирует все отдельные системы ходовой части в режиме реального времени. В числе инновационных систем ходовой части – адаптивная пневмоподвеска с 3-камерной технологией, включая электронную систему регулировки жесткости амортизаторов Porsche Active Suspension Management и электромеханическая система подавления кренов Porsche Dynamic Chassis Control Sport, включая систему распределения крутящего момента Porsche Torque Vectoring Plus. 

Управлять электронными системами Taycan можно при помощи сенсорных дисплеев или голосового управления, которое откликается на команду «Привет, Porsche». А еще в салоне предусмотрен экологический вариант отделки - полностью выполненный без использования кожи. Кроме того, совместно с Apple Music специалисты Porsche разработали для Taycan интегрированную функцию потокового воспроизведения музыки.

Дизайн: Огонь в сосуде 

Только каким бы совершенным ни был автомобиль внутри, какими бы сенсационными инновациями ни снабдили его создатели, успех у покупателя в огромной степени зависит от того, как машина выглядит снаружи. И в этом смысле перед дизайнерами Porsche стояла исключительно сложная задача. Как совместить традиции марки и экстремальный футуризм концепции E-Mobility? Ведь электрический спорткар должен выглядеть как настоящий «Порше», и при этом нести в своей внешности недвусмысленный намек на свою уникальную суть. Обеспечивать впечатляющую динамику и удобство в повседневной эксплуатации. Согласитесь, требования  почти взаимоисключающие.

И тем не менее, у стилистов в Цуффенхаузене получилось нарисовать такую машину. Практически с любого ракурса Taycan выглядит стопроцентным, чистокровным Porsche. Даже несмотря на 4-дверный кузов он куда больше похож на купе – взгляните на мускулистые бедра крыльев, круто сбегающий вниз капот, резко наклоненные стойки кузова. Как в стихотворении классика – Taycan, это не «сосуд, в котором пустота», а вдохновенный «огонь, мерцающий в сосуде».

Узнать, как проходила работа над внешним обликом «Тайкана», можно у одного из его создателей, руководителя Style Porsche Михаэля Мауэра. Когда же эта работа осталась позади, и машина встала на конвейер, внешность первого электрического спорткара от «Порше» послужила источником вдохновения для других художников. Скажем, фотограф Бернхард Раушер, которого называют «Человеком света», создал «Вдохновленные Porsche».

Признание: Первый в мире, значит лучший в мире

Первые же тест-драйвы показали, что электрический спорткар – это уникальное сочетание типичной для Porsche динамики, сетевой интеграции и пригодности к повседневной эксплуатации. Журналисты «Автомобилей» одними из первых познакомились с новинкой от Porsche. А минувшим летом наш тест-пилот Алексей Васильев, чемпион России по кольцевым гонкам, призер мирового первенства в категории GT, участник 24-часового марафона в Ле-Мане за рулем Taycan вышел на гоночную трассу MoscowRaceWay. И после первого же круга не мог скрыть своего восторга: «Я хочу этот автомобиль!» Подробнее об этом можно прочитать здесь.

В дальнейшем рекорды на гоночных трассах мира только подтвердили наш вывод - «Тайкан» круче и быстрее и специально подготовленных раллийных машин, и лучших суперкаров категории «гран туризмо». Taycan промчался по Северной петле Нюрбургринга за 7 минут и 42 секунды. А дрифт-рекорд «Тайкана» вошел в книгу Гиннесса.

Публика, журналисты и специалисты встретили Taycan с восторгом. Дилеры приняли 22 000 заказов на автомобиль еще до начала серийного производства. А среди более чем четырех десятков (!) международных и национальных наград «Тайкана» есть такие, как «Автомобиль года» и «Прорыв года» от британского Top Gear, «Зеленый автомобиль года в Китае», «Немецкий автомобиль года» и приз за инновации от немецкого журнала Connect. Ученые провозгласили Taycan «самой инновационной моделью» в мире. А в конкурсе «Всемирный автомобиль года» Porsche одержал двойную победу.

Не стала исключением и Россия. У нас Taycan получил Гран-при «За рулем»-2020 и национальную премию экспертов автомобильного бизнеса “Топ-5 Авто”.