Исстари наши предки селились в основном на берегах рек. Но так уж сложилось, что в судьбах именно этих двух городов, расположенных в Тверской области на расстоянии 25 километров друг от друга, река и вода сыграли особую, где-то мистическую, а где-то и роковую, роль. Один город вода прославила, а другой — погубила…
- Москва
- Калязин
- Кашин
Слобода Калязинская
Расцвет и упадок в истории народов — всегда дело времени. Понятно, что мировая история полна драм и трагедий. Вопрос — когда и где это случается? Путешествуя по городам и весям родной земли, все больше убеждаешься, что трагедия в России началась около ста лет назад и усугубляется по сей день...
Когда-то Московская улица, главная в уездном городе Калязин, упиралась в торговую площадь, которую венчал величественный Николаевский собор — главный городской храм. Можно представить, как бурно кипела жизнь уездного города. Сейчас эта улица называется в честь Карла Маркса, и символично, что с таким именем она ведет прямиком… в омут. Где еще такое увидишь: вымощенная булыжником мостовая скрывается в темных водах реки, а в двухстах метрах от берега прямо из речной глади вырастает остроконечная колокольня.
Символично, что улица, названная в честь Карла Маркса (бывшая Московская), с таким именем ведет прямиком… в омут.
На российской земле почти все пейзажи очень красивые и одновременно очень грустные, но от вида калязинской колокольни, торчащей из вод Угличского водохранилища, веет каким-то особым зловещим абсурдом — катастрофическим и безысходным. Такая дикая насмешка над русской историей. Наверное, так будет выглядеть одна из картин конца света.
При строительстве Угличской ГЭС по плану ГОЭЛРО в 1940 году только в этом районе Волги в зону затопления попали 65 населенных пунктов. Больше половины из них скрылись под водой полностью. Калязин лишился почти 60% зданий. Было затоплено 15 церквей и один из крупнейших на Тверской земле монастырей — Свято-Троицкая Макарьевская обитель.
Упоминания в летописях
о первом поселении (Никола на Жабне), находящемся на месте нынешнего Калязина, относятся к XII веку. В настоящее время население Калязина составляет 13 773 жителя.
Перед затоплением все постройки уничтожали, однако ту самую колокольню от Николаевского собора, что на торговой площади, оставили. По одним сведениям — из-за халатности, по другим — чтобы использовать ее как место для тренировок начинающих парашютистов. Одна из легенд гласит, что закрыли колокольню как раз после того, как о прибрежные камни разбилась двадцатилетняя парашютистка, неудачно прыгнувшая со среднего яруса.
Глядя на сегодняшний Калязин, трудно себе представить, что когда-то по Волге-матушке через этот уездный город шли крупными партиями товары в Москву и Петербург. В отдельные годы проходило до нескольких миллионов пудов хлеба, мяса и других товаров. Два раза в год на той самой торговой площади у Николаевского собора устраивались ярмарки, купцы приезжали из Углича, Переславля, Устюга. В городе процветали промыслы: кузнечный, сапожный, портновский, валяльный, кружевной. Накануне Первой мировой войны здесь функционировало 126 артелей, в которых трудились около 25 000 кустарей. Совсем с трудом верится, что с конца XIX века здесь успешно развивалось судостроение! А Свято-Троицкий Макарьев мужской монастырь, который вместе с городом образовывал Калязинскую слободу, в разные времена посещали Афанасий Никитин, цари Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, юный Петр I…
Чем чаще путешествуешь по родимой земле, тем больше привыкаешь к прошедшему времени. Даже не надо упоминать «расцвет» и «величие», просто порядок — все только в прошедшем времени. Если хотите провинциального экскурсовода ввести в ступор, задайте ему вопрос: «А что происходит сейчас?» Один вздохнет, другой покраснеет. Это не будет оскорбительной насмешкой для краеведа-патриота, такова суровая реальность нашей общей трагедии…
Сохранившуюся колокольню
возвели в 1796–1800 годах, ее высота — более 74 м, вмещала 12 колоколов. Самый большой колокол весом в 501 пуд был отлит в ноябре 1835 года на средства почетных граждан Полежаевых. Николаевский собор вырос на месте некогда существовавшего в ХII-ХIII вв. монастыря «Никола на Жабне», построенного новгородцами еще в XII веке.
Сейчас Калязин — небольшой районный центр. Здесь живут прекрасные люди, но от былого величия осталось лишь несколько улиц, три церкви, монастырские острова да скелет колокольни Николаевского собора, которая стала «визитной карточкой» города и едва ли не главной его достопримечательностью. Грустно и совсем не красиво…
Город русского сердца
Как говорили на Руси – «не стоит село без праведника». И не устоял бы и Кашин без своей покровительницы — святой Анны Кашинской. Существует красивая легенда, что лечебная минеральная вода в этом городе ведет свое начало от слез святой Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей во времена тяжелых невзгод XIII века, когда Русь страдала от татар.
Кроме того, что Кашин славится лечебными минеральными водами, он носит уникальное название: «город русского сердца». Все дело в том, что река Кашинка, петляя по городу, образует точный силуэт сердца.
«Городом русского сердца»
Кашин называют благодаря реке Кашинке, которая образует точный силуэт сердца. Это единственный в Тверской области город-курорт. Население составляет 15 115 человек.
Между прочим, Кашин — единственный город-курорт в Тверской губернии. Источники лечебной минеральной воды были открыты еще в конце XIX века и находятся прямо в черте города. В настоящее время здесь расположен санаторий, где бьют восемь ключей самой разнообразной минеральной воды. Кроме того, в Кашине действуют заводы по розливу минеральной воды, а на этикетках местной водки написано: «на целебной кашинской воде».
Еще Кашин всегда был славен большим количеством православных храмов, многие из которых, к сожалению, были разрушены большевиками. На сегодняшний день из трех монастырей, действовавших в городе, более-менее сохранился только один — Клобуков монастырь, расположившийся близ восточной границы города. От Сретенского и Дмитриевского монастырей остались лишь отдельные постройки. Также не сохранились и постройки некогда существовавшего в городе кремля, однако сам вал до сих пор существует на своем историческом месте — неподалеку от Воскресенского собора. На месте кремля ныне располагается городской сад.
Источники лечебной минеральной воды были открыты еще в конце XIX века и находятся прямо в черте города.
И, как и у любого старинного среднерусского города, у Кашина богатая событиями история. В Смутное время он был разрушен поляками, 1654 год принес в город эпидемию чумы, в 1676 году Кашин сгорел почти дотла. Впрочем, город быстро восстановился. Наряду с производством лучших в России красок город славился кузнецами, гончарами и иконописцами. На всю округу гремели ярмарки.
Кашинские купцы распространили свое влияние и на новую столицу — Санкт-Петербург. Многие из них получили подряды на обеспечение петровской армии оружием и провиантом. Растущая зажиточность купцов и ремесленников отражалась и на внешнем виде города. К концу XVIII века в городе было уже множество каменных домов и церквей.
У памятника
Святой княгини Анны Кашинской, покровительницы города Кашин, всегда лежат цветы.
А что сейчас? Уютный, в меру обезображенный социалистической архитектурой районный городок. Обилие речек и деревянных мостков отличают его от своих собратьев. Особый уют подчеркивают такие ласковые названия здешних рек, как Кашинка и Маслятка, а неподалеку от города находится село под говорящим названием Письюковка.
Мой друг – Citroen С5
Путешествовать вместе с нами по руинам отчизны в этот раз выдалось изысканному французу — Citroen С5. Первое, чем хочется поделиться, — качество отделки — настоящий «премиум»! Просто немецкое качество. Все кнопочки и рычажки включаются с четкими, выверенными усилиями, и никакого люфта. И ручник здесь премиальный — электрический. В общем, очень добротный и качественный французский автомобиль.
Двигатель работает тихо и почти без вибраций. Если в салоне играет тихая музыка, с трудом верится, что под капотом 2,2-литровый дизель, развивающий 204 л.с. Автомобиль трогается с места плавно, педаль газа задемпфирована. Разгон с виду неторопливый даже при езде «педаль в пол», но на самом деле это умелая маскировка — турбодизельная тяга творит чудеса. Рулевое управление под стать остальным повадкам — легкое и неторопливое. И педаль тормоза настроена таким образом, чтобы, не дай Бог, не потревожить седоков резким замедлением. Сопровождают процесс езды плавные покачивания. Седан движется почти как представительский автомобиль. Немалую роль в этих ощущениях играет активная гидропневматическая подвеска, которая игнорирует микропрофиль и небольшие трещины асфальта. Правда, неровности более крупного размера он уже чувствует. Впрочем, это придирки, потому что общего ощущения великолепного комфорта сия неприятность не портит: подвеска работает практически бесшумно, да и шины не гудят, а двигатель «подает голос» только на высоких оборотах.