Известно, что испокон веков по разным причинам и убеждениям люди покидали мирскую жизнь и удалялись в пустынные места для уединенного жительства. На Руси едва ли не каждый крупный монастырь вырос на месте глухого уединения монахов-отшельников. А существуют ли они в настоящее время?
- Город Москва
- Калужская область
Дело было года четыре тому назад. Один из моих знакомых монахов, иконописец по профессии, поведал мне историю про одного странного человека, который с некоторых пор повадился приходить на зимовку к ним в монастырь в Калужской области. С ноября по март по благословению настоятеля ему выделялась тесная келейка с топчаном, где он жил, строго исполняя свое послушание разнорабочего в паломнической трапезной. Дружбу особую ни с кем не водил, жил закрыто, в трапезную ходил редко, а в баню — раз в месяц. Появлялся только в храме на богослужениях, и то — стоял поодаль, среди мирян, хоть сам слыл иноком. Ходили слухи, что в летнюю пору жил он в землянке где-то в глухих Брянских лесах, в полном уединении от мира. Питался подножным кормом и молился, чуть ли не стоя на пне по обычаю древних христиан.
Лет двадцать с лишним назад, когда церкви стали возвращать монастыри и храмы и ее наводнили молодые неофиты, историй о новоиспеченных «подвижниках» в лесах ходила масса. Все они сводились к одному: начитается молодой человек житий святых, про их уединенные подвиги в пустынных местах, про их пламенную любовь к Богу и во власти пламенного сердца бросает самовольно мир, и отправляется в глушь копать себе землянку. Бывало, спустя время иных искали, прочесывая леса, привлекая МЧС, но все чаще «отшельники» сами возвращались в мир после первых заморозков, когда романтика подвигов проходила. Не выдерживали они по неопытности всех скорбей и лишений пустынножительства, вот и покидали с позором места своих «подвигов». Хорошо, если возвращались здоровыми и невредимыми, а ведь случалось, что находили бедолаг в истощенном и полуобморочном состоянии.
Преподобный Антоний Великий
величайший подвижник, основатель пустынножительства и отец монашества, родился в Египте в 251 году. В пустыне в полном уединении преподобный Антоний прожил больше 20 лет.
Стремясь к «строжайшему монашеству»,
к пустынножитию, инок Варфоломей, будущий Преподобный Сергий Радонежский, основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора. Впоследствии на этом месте вырастет Троице-Сергиева лавра и город Сергиев Посад.
Какой породы был наш отшельник из Брянских лесов, никто не знал, пока накануне последних новогодних праздников не позвонил мне мой знакомый монах: «Срочно приезжай, желательно на внедорожнике». В самых первых числах января, во время всеобщего затишья, я, предусмотрительно вооружившись дизельным Nissan Pathfinder, на всех парах помчался по пустынной Киевке в сторону горячо мною любимой Калужской земли.
Как оказалось, мой знакомый монах пригласил меня не зря. Тот самый инок из Брянских лесов стал иеромонахом и отправился в одну из брошенных деревень, чтобы восстанавливать старинный храм. Из монастыря регулярно присылают к нему трех монахов на помощь, но те в лучшем случае выдерживают месяца три, а потом обратно в монастырь просятся. И так все два года, почти в полном отшельничестве, без электричества и газа. Впоследствии по замыслу чиноначалия там предполагается основать скит для уединенной жизни монахов. Деревянный храм возвели прошедшей осенью, осталось установить иконостас и написать иконы. Как раз мой знакомый иконописец и вез отцу Никите (так звали того самого отшельника) две большие иконы для иконостаса.
Путешествуя по настоящей России, сквозь череду ее трагических и грустных пейзажей, порой кажется, что вся она — как один большой одинокий отшельник и пустынножитель, скрывшийся от остального мира.
От монастыря, где обитал мой знакомый, до медвежьего угла на самой окраине Калужской губернии, где обитали монахи, было километров 70. Вскоре старая бетонная дорога кончилась, и началась простая снежная колея. «Это Николай на УАЗике колею проложил. Он едва ли не единственный, кто ездит туда раз в неделю, — объяснял мне мой друг. — Вся связь с миром только через него. Если б не он — никакой дороги б вообще не было». Надо сказать, что Pathfinder оказался на высоте. Колея пролегала через высокий заснеженный овраг, где пришлось забираться в гору, и если бы не пониженная передача, возможно, были бы проблемы.
Вскоре вдалеке открылась идиллическая картина: сперва показались две черненькие избушки у кромки леса, затем еще одна — поменьше и пониже, с дымком из трубы, а спустя миг появился и миниатюрный шатровый храм.
Отец Никита оказался высоким худосочным мужичком лет пятидесяти с редкой седой бородой, с длинными руками, почти всегда оттопыренными в стороны. Трое монахов были на вид гораздо моложе его, но одеты все как один в поношенные серые длиннополые пальто, на головах — скуфейки. Сразу было видно, что отец Никита здесь старший, и его беспрекословно слушались.
Жили монахи в одной избе, которую топили дровами. Двор был тщательно убран и огорожен свежим частоколом. Внутри двора располагались покосившийся сарай с дырявой крышей, рядом целая аккуратно сложенная поленница и колодец с алюминиевым ведром. За забором через бывшую улицу возвышался храм из теса. По старому каменному цоколю видно было, что раньше здесь стоял кирпичный храм. Остальные две избы пустовали. До ближайшей деревни километров двадцать, да и та на грани исчезновения, свой век там доживают три древние старухи.
Мы пробыли здесь до вечера, и узнать про быт монахов удалось совсем немного. Живут они по строгому уставу: каждый день подъем в шесть часов, длинное молитвенное правило с чтением псалтири и акафистов, потом завтрак из каши и чая, затем работа до обеда, после обеда опять работа, вечером вместо ужина — вновь длинное молитвенное правило и сон. Электричества тут нет, поэтому все источники освещения здесь ограничены четырьмя керосиновыми лампами, свечами и лучиной. Все продукты, расходные материалы для быта и строительства храма привозит им Николай. В основном это картошка, крупы, чай, хлеб, керосин, свечи, спички, стройматериалы, инструмент. Все закупается на деньги, который выделяет архимандритнаместник одного из монастырей.
Нас покормили наивкуснейшей гречкой, приготовленной в печке. На десерт — чай с сухарями. Ничего сладкого здесь не предусмотрено, а о мясном, спиртном и сигаретах даже и речи не идет — строжайше запрещено. Во время трапезы один из молодых монахов читал вслух житие святого. Чтение во время приема пищи характерно для всех монастырей.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
современный старец, многолетний духовник Троице-Сергиевой лавры. В его келью стекались люди со всего мира. Монашествующие и духовенство, миряне и архиереи, наконец, почивший Патриарх Алексий II приходили к всероссийскому духовнику, чтобы покаяться, примириться с Богом, услышать слово спасения.
Преподобный Серафим Саровский
(в миру Прохор Мошнин) в 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келье в пяти километрах от монастыря. Посвятивший себя подвигу смиренной аскезы, он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился.
Отец Никита оказался совсем неразговорчивым и в ответ на многие вопросы, как правило, лишь загадочно молчал. Говорил в основном с моим знакомым и только по делу. Молодые монахи оказались пословоохотливей, чем сам
отец Никита, но позволяли себе разглагольствовать только в его отсутствие:
— Тяжело тут жить, особенно зимой, когда день короткий. Уныние такое нападает, что, брат ты мой, даже молитва не помогает. Не все выдерживают. За два года двенадцать монахов переменилось. Кто месяц протянул, а кто
и пару недель. Один батюшка Никита здесь безвыездно. Но ничего, сейчас к Великому посту доделаем и освятим храм, а там уж литургии служить начнем — станет легче.
Разговорить самого отца Никиту удалось перед самым нашим отъездом. На вопрос, не донимают ли в такой глуши дикие звери из леса, который начинается в двадцати шагах от забора, иеромонах сперва молчал, а потом неожиданно
улыбнулся и сказал:
– Да все звери дикие внутри нас живут. Их остерегаться надобно. А лоси да кабаны из леса — те все Божии.
– Зачем монахи в затвор уходят?
– Если и уходят, то только по благословению. Без духовного руководства — никуда. Без этого таких дров наломать можно, потому что не всем по силам. Ведь все мы немощны. Каждый ищет Бога там, где Он ему ближе. Кому-то
Господь ближе в кругу семьи, кому-то — в монастырской обители, а кому-то — в сугубом уединении…
Одно из лучших на сей день средств российского краеведения, а также православного паломничества — Nissan Pathfinder (дизельный мотор 2.5 АКПП). Вместительный, экономичный, с надежным полным приводом, с автоматическим перераспределением крутящего момента между осями. Движение на полном приводе может осуществляться в трех режимах: Auto, 4Н и 4LO. В первом случае система распределяет крутящий момент автоматически по осям в зависимости от состояния дорожного покрытия. В условиях легкого бездорожья задействуется режим 4H, а для движения в тяжелых дорожных условиях предназначен режим 4LO. Распределение момента между передней и задней осями в этих случаях автоматически изменяется до соотношения 50:50. С таким арсеналом — добро пожаловать в реальную Россию!