8 Ноября 2018, 16:59

Олдтаймеры – самые настоящие машины времени, которые могут перенести тебя хоть на десять, хоть на сто лет назад. Достаточно захлопнуть дверь, включить зажигание, и путешествие во времени началось!

Получив краткую вводную по алгоритму включения передач, работе «дворников», указателей поворота и строгий наказ не превышать скорость, я постарался собраться с мыслями в напряженном ожидании старта. Спустя пару минут на линии появилась симпатичная пани со стартовым флагом-триколором в руках. Отмашка, оглушительный выстрел из выхлопной трубы нашей старушки 1201-й, облако сизого дыма – и классическое ралли «Шкода-2018» началось.

Ретро-ралли | Богемская Патина

Самому участвовать в подобных соревнованиях всегда очень тревожно: вдруг что-то сломаешь, не так переключишь или, не дай бог, зацепишь сверкающим старинным лаком раритетным крылом какой-нибудь забор – как потом расплачиваться, ведь старые машины стоят кучу денег! И сердце мое колотилось, когда я сжимал светло-желтый руль самой пожилой дамы ралли – «Шкоды 1201» 1954 года рождения. Это была усовершенствованная версия первого послевоенного автомобиля марки, 1200-й, спроектированной инженером Йозефом Велебным. В конце 40-х перед конструкторами «Шкоды» стояла непростая задача: необходим был современный автомобиль, отвечающий стандартам того времени – несущий цельнометаллический кузов, независимая подвеска, – но средств в послевоенной Чехословакии катастрофически не хватало. Поэтому за основу взяли довоенную «Шкоду 1101/1102 Тудор», кузов которой покоился на раме-трубе с карданом внутри. Но из-за возросшего веса стального кузова и нового салона раму пришлось значительно усиливать, а подвеска подверглась глубокой модернизации.

Ретро-ралли | Богемская Патина

Каждый разгон до четвертой передачи давался моей «Шкоде» очень тяжко. Двигатель упорно не хотел тянуть. Складывалось впечатление, что добрая половина табуна уже сгинула за 63 года жизни автомобиля, а те, кто остался, вероятнее всего, находятся при смерти. Да и тогда, в середине 50-х, их было немного. В 1954-м в конструкцию довоенной 1,2-литровой «четверки» в 36 л.с. внесли ряд технических изменений. Модернизи-ровали головку блока, с 6,5 до 7,1 увеличили степень сжатия, установили современный карбюратор «Йиков», что в свою очередь потребовало нового впускного коллектора и новой выпускной системы. Мощность возросла до 45 сил, полуторатонную машину они разгоняли аж до… 105 км/ч. Выпивая при этом 8-10 л на «сотню». Понятно, что ждать от такого мотора резвого разгона не приходилось. И все же, несмотря на почтенный возраст и внушительный пробег, завелся двигатель с пол-оборота и работал стабильно, лишь изредка подтраивая из-за небольших пропусков зажигания.

Ретро-ралли | Богемская Патина

А вот мои отношения с 4-ступенчатой коробкой передач (у нее были синхронизаторы на трех высших передачах – тогдашний хай-тек!) обстояли куда хуже. При трогании с места по кузову пробегала чудовищная дрожь – справляться с этим недугом я научился быстрым переходом на вторую. А при чуть более активном переключении с 3-й на 4-ю коробка издавала душераздирающие звуки. От каждого такого звука лицо владельца «Шкоды», пана Михала, то зеленело, то бледнело от гнева. «Лехчи, лехчи, лехчи…» – умолял меня чех. Оставалось только извиняться и делать так, как подсказывает инструктор. «Виценеж – больше, больше!» – никак не унимался чех, переходя с родного на великий и могучий. Больше, так больше. И я сильнее утапливал педаль газа перед тем, как переключиться на повышенную. Двигатель неистово ревел, отдавая последние соки.

Ретро-ралли | Богемская Патина

Наставления пана Михала попали на благодатную почву, и минут через двадцать, весь мокрый от напряжения и с дикой болью в фалангах пальцев, я, как заправский шофер, довольно споро орудовал смонтированным на рулевой колонке рычагом переключения передач. Я уже понимал, за сколько метров до виража нужно сбросить газ и начать оттормаживаться, чтобы автомобиль смог войти в поворот. «Добже! – улыбался довольный инструктор. – Добже!»

Участники классического ралли «Шкода-2018»


Проехав добрую половину пути, мы с паном Михалом разговорились о житье-бытье владельцев ретро-техники в Чехии. Оказывается, притащить, зарегистрировать, ремонтировать здесь такие машины не проблема: «Вот совсем недавно привез я из-за океана "Понтиак Каталина" 1969 года, заплатил за нее примерно полмиллиона крон (это 1,4 млн руб.) – и это уже со всеми справками, разрешениями, специальными номерами для ретро-машин. Теперь катаюсь в свое удовольствие. Если лень заниматься поисками самому, можно слетать в любую скандинавскую страну и купить машину там. Эти ребята знают толк в "американцах"!»

Ретро-ралли | Богемская Патина

Перевернутая буква «Н» Ручная 4-ступенчатая коробка работает по схеме перевернутой буквы «Н». Первая – на себя вверх, вторая – вниз, третья – от себя вверх, четвертая – вниз. Реверс – на себя до конца и вверх

У нас в России ездить в удовольствие получится только у очень богатых людей – огромные ввозные пошлины, растаможка и прочее, прочее, прочее. Раньше можно было привезти автомобиль как культурную ценность, правда, ездить на нем каждый день нельзя. Конечно, и наши чиновники понимают, что любой старый автомобиль – часть истории, а историю надо знать. Да и кто в трезвом уме будет на таком дредноуте колесить каждый день? Один расход топлива… А какой, кстати?

Ретро-ралли | Богемская Патина
«У моей "Каталины"? – переспрашивает пан Михал. – Ого-го, без штанов оставит! В моем гараже есть куда более практичные машины. Ваша "копейка" есть, 21-я "Волга", но мои любимые – наши родные "Шкоды". Вот даже взять хотя бы эту, 1201-ю. Металл такой, что сто лет ржаветь будет и не проржавеет! Ремонтировать можно с помощью отвертки и молотка, а выпущено их было под триста тысяч, так что проблем с запчастями не будет еще лет 70».


«А что, до Киева твоя "Шкода" доедет?», – спрашиваю. Но Михал не ответил, видимо, «Брата-2» не смотрел. А я, пристально осмотрев 1201-ю после финиша, могу утверждать: что там до Киева, до Сан-Франциско и обратно «Шкода» доехать смогла бы.

Ретро-ралли | Богемская Патина
Правдами и неправдами, под веселую канонаду из выхлопной трубы, старенькая 1201-я без единой поломки одолела 160-километровый маршрут. Она не глохла и не перегревалась на крутых подъемах, подвеска исправно отрабатывала неровности проселочных дорог Богемии. Вот только рулем, то ли из-за расхлябанного механизма, то ли из-за убитых амортизаторов, приходилось работать слишком активно. Но это пережить можно.