На 7-й профессиональной конференции российских автомобильных дилеров, которая прошла 22 октября в здании Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, ведущие эксперты подвели промежуточные итоги 2015-го автомобильного года и определились с перспективами на год 2016-й.
По данным «Росстата», по итогам девяти месяцев 2015 г. Россия является пятым автомобильным рынком в Европе, но в целом картина достаточно тяжелая. Существенное сокращение нашего рынка произошло во многом из-за снижения импорта.
Далее хотел бы отметить, что в 2015 г. государство приняло беспрецедентный комплекс мер по поддержке автомобильного рынка. Благодаря стартовавшим в первом полугодии 2015 г. программам обновления автопарка, льготного кредитования и льготного лизинга нам удалось на сегодня продать более 400 000 автомобилей. Так, запущенная 1 апреля 2015 г. программа льготного кредитования пользуется колоссальным спросом. В рамках этой программы подано 711 688 заявок на получение кредита, из которых 378 473 одобрены.
Формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации – основная задача дилеров в 2016 г.
Программа обновления парка, называемая в народе программой утилизации, также реализуется стабильно с 1 января 2015 г. Она с учетом продаж по Trade-in позволила реализовать 262 723 автомобиля. Наконец, программа льготного лизинга, к участию в которой впервые были допущены физлица, с середины мая 2015 г. позволила заключить 28 163 договора лизинга, из которых 1 279 с физическими лицами. Это, конечно, капля в море, но мы считаем лизинг самым передовым инструментом владения автомобилем, и, по нашим прогнозам, постепенно количество таких сделок будет увеличиваться. Однако эта программа нуждается в корректировке, поскольку ее часто используют для покупки дорогих автомобилей стоимостью от 1,5-2 млн. руб. В условиях дефицита бюджета это расточительно.
По нашим прогнозам, в целом за 2015 г. будет реализовано 1,5-1,6 млн. новых автомобилей, из которых до 500 000 придется на приобретенные по программам господдержки. Без реализации этих программ падение автомобильного рынка России было бы катастрофическим. Что касается 2016 г., то здесь аналитики рассматривают два основных сценария. При цене нефти, стабилизировавшейся на уровне $50 за баррель, экономика будет адаптироваться. При драматическом снижении цен на нефть последствия окажутся тяжелыми. Какая будет при этом модель экономики, несмотря на обилие прогнозов в прессе, на специализированных сайтах, думаю, не знает никто. Исходя из этого, в 2016 г., безусловно, разумно делать ставку на продвижение продукции с высокой степенью локализации. В случае реализации негативного сценария меры господдержки будут концентрироваться на отечественном производстве. Считаю, что формирование портфеля брендов с высокой степенью локализации – основная задача дилеров в 2016 г. Надеюсь также, что макроэкономическая ситуация будет благоприятна. Какая господдержка [автомобильному рынку] будет в следующем году? Я похож на выпускника кафедры астрологии? Будем внимательно следить за развитием ситуации и держать руки крестиком. Если нефть пойдет вверх, все будет хорошо.