5 Октября 2017, 13:30

С середины ноября можно оформить заказ на Volvo XC60 второго поколения – поставки ожидаются в конце первого квартала 2018 года. О новой машине и положении бренда в нашей стране говорим с директором отдела продаж и маркетинга Volvo в России.

Алексей Тарасов, Volvo: «Реакция на китайскую сборку в ряде случаев не самая положительная…»
Алексей Тарасов
Директор отдела продаж и маркетинга Volvo в России

Сергей Арбузов: Как можно оценить ситуацию с V90 Cross Country? Пока, очевидно, модель не оправдывает возлагавшихся на нее надежд. Продажи скромные, в то время, как ее предшественница XC70 была одним из «паровозиков» продаж Volvo в России и занимала второе место после XC60. Даже на излете жизненного цикла, в 2015 году, когда у нас уже вовсю бушевал кризис, спрос был очень хорошим.
Алексей Тарасов: А то же самое было и с последним поколением XC70 – машина долго преодолевала инерцию. Такой тип моделей дольше «разгоняется», чего не бывает у больших кроссоверов, к примеру. Не сказал бы, что продажи такие уж низкие, я бы сформулировал так: они – закономерные. Люди должны приглядеться к машине, примерить ее на себя, подумать…

С.А.: …присмотреться к новой цене …
А.Т.: Да, я не отрицаю, что высокая цена – один из факторов, который обуславливает задержку по набору динамики этой моделью. Эта модель у нас – сегментообразующая. Покупатели таких машин очень чувствительны к изменениям, это в порядке вещей. Повторюсь, цена машины не помогает нам ускорять продажи, но я уверен, что в следующем году мы преодолеем эти проблемы.

С.А.: А что с обычным универсалом V90? Одно время спикеры российского Volvo докладывали, что рассматривается возможность начала российских продаж. Кстати, вот BMW уже давно не предлагает в России универсал 5-й серии. Почему бы с V90 вам не заместить BMW в «большой немецкой тройке»?
А.Т.: Да, раньше, как вы помните, мы предлагали и V50, и V60, и даже V70. Объемы всегда оставались очень маленькими. С «немцами» идея хорошая. Собственно, в Европе отчасти так и происходит – мы весьма успешны на рынке больших универсалов. Но в России продавать универсалы с обычным дорожным просветом мы пока не планируем.

С.А.: По моему наблюдению, низкие продажи V90 Cross Country связаны с тем, что для этой модели входной, базовой, стала бензиновая версия Т5, а не дизельная D4. И хотя версия D4 дороже, чем Т5 на 300 тыс. рублей, на D4 приходится почти половина продаж. Не говорит ли это о том, что если бы базовой версией была дизельная, как у XC90, вы продавали бы существенно больше V90 CrossCountry?
А.Т.:  Да, я склонен согласиться. С другой стороны, мы стремимся сделать машины доступнее. Опускать цену на дизельные версии мы уже не можем, зато можем сыграть ценой бензиновой версии.

С.А.: Получается, что цена на «входную» версию XC90 D4 – искусственная? Неужели в убыток торгуете? Вот ваш президент Хакан Самуэльсон и многие спикеры вслед за ним как мантру повторяют: современный дизель – штука очень дорогая. А почему тогда XC90 D4 дешевле других версий?
А.Т.: Все цены в некотором роде искусственные. Мы просто хотим больше продвигать наши бензиновые моторы. Есть такое клише: если внедорожник, то – дизельный, если Cross Country, то – дизельный. Во многом это клише сформировано нами самими за многие годы. Сейчас мы хотим обратить внимание клиентов на то, что наши бензиновые двигатели ничем не хуже, а по ряду параметров даже лучше дизельных. Мы хотим продавать и то, и другое, поэтому и предлагаем низкую цену на бензиновый V90 Cross Country T5, хотя понимаем, что дороговизна дизельной версии ограничивает объемы продаж. Мы хотим дать людям лишний повод подумать: а что лучше? Плюс ко всему, у нас определенный дефицит поставок: спрос на машины очень большой.

С.А.: Признаюсь, мне кажется это неким лукавством – объемы-то, все-таки, небольшие.
А.Т.: Поверьте, дефицит есть, и объясняется он просто: спрос на Volvo сейчас в мире большой, а из-за слабого рубля выручка с каждой машины, проданной в России, – очень маленькая. Поэтому к нам машины действительно идут в последнюю очередь.

С.А.: А почему у Volvo в начале каждого года постоянные провалы, когда продаются буквально единицы по каждой модели? Что это за «логистическая дыра»?
А.Т.: Так у нас же нет склада - складских запасов, но это сделано намерено, с тем, чтобы в начале года быстро распродать остатки. Зато в первом квартале мы уже вовсю начинаем торговать машинами текущего года производства.

С.А.: Тогда ближе к XC60. Кроссовер первого поколения всегда была безоговорочным лидером Volvo в России. Со сменой поколений машина стала дороже не только потому, что обновились узлы, агрегаты, технологии, но и потому, что XC60 перевели из компактного класса в среднеразмерный, спроектировав на дорогой платформе SPA. Не окажется ли так, что до запуска в России нового XC40 вся аудитория первого поколения XC60 будет отсечена от бренда?
А.Т.: Я думаю, что этого не произойдет. Кто-то из владельцев старой XC60 пересядет на XC90 и пойдет вверх по линейке. Кому-то по душе придутся и новые версии XC60.

С.А.: Но разница в цене – 500 000 рублей, это означает, что у второго поколения XC60 уже не будет таких продаж, как у первого.
А.Т.: Наш опыт с запуском XC90 говорит как раз об обратном. Вы не забывайте, что с новой ценой мы и боремся за другую «ценовую» категорию аудитории. И если посмотреть на запуски наших конкурентов, то окажется, что наша ценовая политика не сильно от них отличается.

02.jpg

С.А.: Майкл Мальмстем, ваш начальник, сказал сегодня, что «немцы позади, и не надо смеяться». А как вы собираетесь доказывать это покупателям, что Volvo не хуже BMW, Mercedes-Benz, Audi? Кстати, изрядная часть клиентов искренне убеждена, что приличные машины делают только в Германии.
А.Т.: Наша основная мысль, стартовая для всего, что мы делаем, следующая: мы хотим, чтобы жизнь людей становилась все менее и менее тяжелой и сложной. Идея для современного человека, как мне кажется, актуальная. В чем это выражается? Мы стремимся к тому, чтобы с 2020 года в наших машинах никто не погибал и не получал тяжелых травм. Но аварии, по счастью, случаются не со всеми. Еще интересная идея: мы дарим нашим водителям одну неделю «качественного» времени в год, когда вместо того, чтобы управлять ползущей в пробке машиной, водитель может заняться любимым делом: почитать, к примеру. Автономные системы позволят реализовать эту идею. Вот еще: мы будем доставлять интернет-покупки прямо в автомобиль: курьер получит разовый доступ к машине, чтобы оставить там заказ.

С.А.: Мне представляется, что в России главным конкурентом XC60 станет JaguarF-Pace. Большей частью он продается у нас с дизелями. Как мы помним, прежняя XC60 на 95% тоже продавалась в дизельной модификации, какова будет пропорция у кроссовера нового поколения? Вы учитываете опыт владельцев и нынешнее конкурентное окружение?
А.Т.: Да, JaguarF-Pace, безусловно, один из наших главных конкурентов. Что касается версий, то и базовая бензиновая и базовая дизельная будут стоить около трех миллионов. Мы ожидаем, что поначалу будет продаваться больше дизелей, однако не оставим и наших попыток продвигать бензиновые моторы.

С.А.: Одно из ключевых сообщений от Volvo в этом году – полный перенос производства седана S90 в Китай. Я не спрашиваю, как вы объясняете клиентам, что китайская сборка не отличатся от шведской, а хочу спросить, говорите ли вы об этом покупателям и какова их реакция?
А.Т.: Конечно, мы говорим о сборке, это не секрет, нам нечего скрывать…

С.А.: А в какой момент менеджер, рассказывая о машине, сообщает потенциальному покупателю, что она – китайская?
А.Т.: Честно скажу, специально мы это не выпячиваем, но, конечно, и не скрываем. В условиях глобализации география производства совершенно не важна. Мы не говорим, что Volvo сделана в Швеции. Мы говорим, что Volvo сделана Швецией.

С.А.: А что с реакцией?
А.Т.: Я здесь Америки не открою, у нас еще живы стереотипы. Действительно, реакция на китайскую сборку в ряде случаев не самая положительная, но в большинстве своем у нас достаточно аргументов, чтобы показать людям, что не стоит этого опасаться. Я бы не назвал ситуацию драматичной, мы с этим аспектом проблем не видим.

С.А.: Через несколько лет Volvo перестанет выпускать автомобили без электрического двигателя. Что будете делать в России – представительство закрывать? Ведь подключаемые гибриды требуют розетки везде: приехал на работу – подключись к розетке, приехал домой – подключись к розетке. В противном случае батарея будет «есть» свой заряд. И ваш опыт с продажами в России V60 plug-in hybrid, и опыт BMW, запустившей в прошлом году в РФ «розеточные версии» X5 и «семерки», показывают, что продажи либо штучные, либо их нет вообще. И хотя современные дизели действительно очень дорогие агрегаты, но бензиновый подключаемый гибрид – дороже!
А.Т.: Да, это правда, для любого гибрида с подзаряжаемой от внешнего источника батареей, и для нашего XC90 T8 в том числе, нужна розетка при любой длительной остановке. Но если говорить о массовых продажах, мы все-таки делаем ставку на мягкие 48-вольтовые гибриды. Там нет высоковольтной АКБ и розетка не нужна, а выгоды большие. Этот тип гибрида существенно улучшает характеристики бензинового мотора.

С.А.: И дизеля! 48-вольтовый гибрид изначально придумали как раз для дизельного мотора. Почему Volvo поставила крест на дизелях, отказавшись от разработки следующего поколения моторов на тяжелом топливе?
А.Т.: Дело в том, что для удовлетворения экологических норм будущего сделать дизель за эти же деньги просто невозможно. Пока дизель дешевле «плагина», но это временно, очень скоро дизеля станут очень дорогими.

С.А.: Jaguarсобирается в следующем году продать в России от 50 до 100 экземпляров I-Pace, а Volvoпланирует завозить в Россию свою «электрику»? И вообще, представим себе, что если бы Geely не давила на вас с «зеленью», вы стали бы доводить до конвейера собственные электромобили?
А.Т.: Нам кажется, что автомобильная индустрия движется в сторону электричества, мы видим успех Tesla…

С.А.: Подождите. Какой успех? Как вы можете так говорить? Продажи маленькие, что будет при выходе на ежегодный уровень в 500 тыс. штук вообще не понятно. Пока мы видим явные дыры в бизнес-модели и постоянное привлечение инвестиций. Tesla живет за счет привлеченных средств и других видов бизнеса Илона Маска. Есть ажиотаж в прессе, есть «досуговый» интерес потребителей, есть постоянное генерирование инфоповодов. «Электричество» - это даже в Калифорнии дотационная тема, не говоря уже о других регионах.
А.Т.: В краткосрочной перспективе вы правы, но я уверен, что Илон Маск играет «в длинную». Что касается Volvo, то компания, как вы видите, предпринимает пока осторожные шаги.

С.А.: Хорошо, тогда ближе к нашим делам. В начале года у Volvo был бурный рост, а к сентябрю все упало до нуля, с чем это связано? Вы планируете повторить результат прошлого года, продадите больше 5,5 тысяч?
А.Т.: Продадим больше 7 тысяч!

С.А.: За счет чего? XC60 придет только в следующем году, а склады по нынешнему поколению уже почти распроданы…

А.Т.: Мы надеемся на XC90 – он должен в четвертом квартале сработать, у нас должны быть большие поставки.