Глава компании, г-н Кобе, о том, что такое Datsun сегодня, и в чем состоит главная задача компании в России
Беседовал Александр Кобенко
-
Родился во Франции в 1968 году.
-
Изучал экономику и инжиниринг.
-
До прихода в 2002 году в ‘Nissan Motor’ он занимал руководящие должности в ряде государственных учреждений и частных компаний.
-
В компании ‘Nissan’ он отвечал за направление закупок в разных подразделениях компании и был назначен программным директором нового семейства доступных автомобилей Nissan в 2008 году.
-
С 2010 года Винсент Кобе возглавляет бренд Datsun.
Винсент Кобе: У бренда «Датсун» столетние корни. Более ста лет назад появился автомобиль, получивший название DAT, названный по инициалам трех инвесторов, Кендзиро Дэн, Рокуро Аояма и Мэйтаро Такэучи, профинансировавших проект. Первые автомобили под маркой DATSUN (изначально DATSON, Son of DAT) появились в начале тридцатых годов прошлого века и выпускались компанией Nissan Motor в течение последующих 50 лет.
Этот бренд был создан для компактных и доступных автомобилей, которые были предназначены для зарождающегося среднего класса в Японии, Америке, Европе, Австралии, ЮАР.
Та машина, которую вы упомянули, 240Z (cдвигателем L24 в 150 л.с.), появилась в ноябре 1971 года. Это был экспортный вариант фастбэка Fairlady Z. Но к тому времени автомобили Datsun прошли уже достаточно серьезную эволюцию. А начинали мы совсем не так. Начинали с доступных, но в то же время современных автомобилей с точки зрения цены и надежности. И сейчас мы делаем именно это.
А.К. В любом учебнике по бизнесу написано, что бренд – это очень важная вещь, его нужно построить, и тогда придет успех. Но вот что мы видим в начале нынешнего века: американцы, которым в прагматичности не откажешь, убивают свои старейшие бренды – «Олдсмобил», «Понтиак», «Плимут». «Хаммер» оказался никому не нужен, «СААБ» уже который год в коме. А «Ниссан» вдруг возрождает старый бренд. В чем тут причина, на что расчет?
В.К. Бренд – это крайне важная вещь. Без бренда вы не понимаете, что нужно делать. Он задает некое определяющее направление, формулирует конкретное предложение и совершенно четко отделяет себя от других брендов. Люди помнят названия тех брендов, которые вы упомянули, но строго говоря, не совсем помнят, что они из себя представляли. Когда бренды перестают определять суть своего предложения, перестают показывать, куда нужно идти и чем конкретно они отличаются от других, они начинают умирать.
Мы – японский бренд, предлагающий покупателям доступные современные автомобили на растущих и развивающихся рынках, где увеличиваются доходы населения, появляется средний класс со своими приоритетами, в числе которых покупка собственного дома, накопление денег на обучение детей и приобретение персонального автомобиля.
Мы не делаем машины для богатых с длинным перечнем дополнительного оборудования. Но тем людям, которые начинают думать о приобретении автомобиля, мы готовы предложить доступную, надежную машину, которая сделана с использованием всех имеющихся современных технологий. В основе нашей философии лежат три основных понятия: dream, access, trust. Мечта, возможность реализовать свою мечту о покупке; доступность покупки и сервиса, и доверие – перед вами японская марка, которой вы можете доверять.
Кроме этого, с покупателями мы стараемся быть предельно открытыми и прозрачными в части цен и условий, которые предлагаем.
А.К. В чем заключается сила бренда? Над чем нужно работать, чтобы сила бренда росла?
В.К. Существуют несколько этапов развития, и в первую очередь ваш бренд должен быть узнаваем. Узнаваемость – первый этап. Создается это через привлекательность продуктов этого бренда, через коммуникации, а также через надежную, развитую дилерскую сеть. Но для роста, для усиления силы бренда, прежде всего, необходимо такое качество как удовлетворенность клиентов. Если люди довольны тем, что вы делаете, довольны вашим продуктом и услугами, которые вы предлагаете, то это прекрасный залог для роста и развития бренда.
А.К. Правильно ли я понимаю, что на разных рынках – Бразилия, Индия, Россия – «Датсун» не предлагает общий для всех автомобиль, а синтезирует определенную модель именно для этого рынка?МЫ НЕ ДЕЛАЕМ МАШИНЫ ДЛЯ БОГАТЫХ, МЫ РАБОТАЕМ ДЛЯ НАРОЖДАЮЩЕГОСЯ СРЕДНЕГО КЛАССА
В.К. Да. И в чем ваш вопрос?
А.К. Каким образом синтезируется этот автомобиль, каким параметрам он должен соответствовать? Только цена - до 10 тысяч долларов - или что-то еще?
В.К. Прежде всего, это зависит от того «портрета» покупателя, который у нас сложился для данного рынка. В любом случае, мы работаем для тех клиентов, которые представляют собой нарождающийся средний класс. Это люди, которые находятся в начале своей карьеры, которые только создают семью, строят дом, и которым автомобиль необходим для того, чтобы дальше расти в своей профессиональной и личной жизни.
Тем не менее мы говорим о том, что эти люди разные. Например, в России – покупатель Datsun более старшего возраста, чем на других наших рынках, и ему необходим автомобиль, готовый надежно преодолевать достаточно большие расстояния и перевозить весьма тяжелые грузы, поэтому здесь важнее всего надежность техники. А в Индии покупатель молодой, и его больше привлекает яркая стилистика, внешний облик.
У традиционного российского бренда «Лада», безусловно, огромная узнаваемость в стране, в то время как «Рено» – бренд, который воспринимается как западноевропейский, предлагающий определенный уровень качества жизни. А «Датсун» – это японский бренд. Это качество, которое определяется японскими стандартами, надежность, современность, это то уважение, которое мы демонстрируем по отношению к клиенту, тот самый опыт, который покупатель получает только от бренда с японским наследием.
А.К. Вы уверены, что «Датсун» более надежен, чем «Лада»?
В.К. Я уверен в том, что автомобили «Датсун», которые находятся на дороге, гораздо надежнее тех автомобилей «Лада», которые выпускались ранее. Почему я так отвечаю? В том числе благодаря реализации проекта «Датсун» у АвтоВАЗа появилась возможность значительно улучшить свои показатели по качеству, производительности, надежности производимых там автомобилей. В прошлом с конвейера сходили «Лады», скажем так, с разным качеством. А все автомобили под брендом «Датсун», которые мы выпускаем сейчас, надежны и качественны.
А.К. А чем закончилась история с «Датсун Гоу» – такая машина выпускается в Индии? Она не прошла испытаний на безопасность, и Макс Мосли требовал от Карлоса Гона вывести машину с индийского рынка.
В.К. В этом вопросе нужны абсолютная точность и ясность. Прежде всего, хотелось бы сказать, что все автомобили «Датсун» соответствуют абсолютно всем существующим требованиям к автомобилям на каждом из рынков, на которых мы работаем. Что же произошло? Был взят автомобиль с одного рынка и протестирован по стандартам другого рынка. Это не значит, что этот автомобиль чем-то плох, это значит, что он был вырван из контекста того рынка, на котором представлен.
Если, например, взять российский автомобиль, и испытать его по стандартам США, то он эти испытания не пройдет, потому что не предназначен для использования в США, и не соответствует их стандартам.
Говоря это, мы хотим подчеркнуть, что, безусловно, безопасность абсолютно важна как для нас, автопроизводителей, так и для покупателей. Если вы знакомы с цифрами, вы знаете, что количество смертей на дорогах Индии ежегодно составляет 137 тысяч, это одна из самых больших цифр в мире. 80% из этих смертельных случаев происходят не в автомобилях. Это жертвы среди пешеходов, водителей скутеров, тракторов, мотоциклистов. Еще в 15% смертельные случаи связаны с неопытностью водителей, их плохой подготовкой, а также с неправильным обслуживанием или полным отсутствием обслуживания автомобиля как такового из-за плохой инфраструктуры – в общем, там колоссальное количество причин.
И второй момент, который необходимо подчеркнуть, анализируя вопросы обеспечения безопасности, – это вовлеченность в этот процесс многих участников. Здесь и производители автомобилей, и государство, и национальные особенности. Но очень часто разговор об обеспечении безопасности сводится только к одному пункту – к аварии.
С нашей точки зрения, главное в безопасности – это профилактика, предупреждение попадания в аварию. Прежде всего, человек должен видеть опасность, он должен ее проанализировать, и предпринять некие действия, которые предотвратят аварию. Что мы для этого делаем? Прежде всего, индийский автомобиль обладает лучшими в своем сегменте тормозами и обзорностью, водитель прекрасно видит все, что происходит вокруг и может своевременно отреагировать. Мы очень много внимания уделили тому, чтобы ехать было комфортно, чтобы человека не укачивало, чтобы он не уставал за рулем и ему не хотелось спать, и чтобы он мог контролировать ситуацию на дороге. Все это вместе сделано для того, чтобы исключить попадание в аварию, чтобы автомобиль полностью отвечал существующей ситуации на рынке. Что вы думаете по поводу того, что я сказал?
СЕЙЧАС МЫ РАБОТАЕМ В РОССИИ БЕЗ ПРИБЫЛИ, НО И БЕЗ УБЫТКОВ, НАДЕЕМСЯ НА ЛУЧШЕЕ И ДУМАЕМ НАД ЗАПУСКОМ ТРЕТЬЕЙ МОДЕЛИ
А.К. Думаю, что это все абсолютно справедливо. Но так же я думаю, что в любом случае у автомобиля, инвариантно относительно рынка, должен быть некий набор качеств безопасности. И если, например, при лобовом столкновении на скорости 60 километров в час водителю ломает рулевой колонкой грудную клетку, это, наверное, неправильно. У нас когда-то тоже были такие «Жигули». Кстати, совсем недавно АвтоВАЗ выпустил пару моделей вполне приличных автомобилей – «Ладу Весту» и «Ладу Икс Рей». А что нам ждать от «Датсуна»?
В.К. Вы знаете, альянс владеет контрольным пакетом акций АвтоВАЗа, и для нас важно обеспечить успех всех брендов альянса, их пять, в России. Поэтому для нас также очень важно найти правильное место для каждого бренда, и сделать каждый из брендов конкурентоспособным и эффективным. У нас есть обязательство перед российскими покупателями по сохранению бренда Lada, и мы будем способствовать их улучшению и усилению. В этом отношении, как вы знаете, мы активно работаем над качеством продукции и качеством производства, над внедрением новых технологий и над повышением производительности.
В результате всего этого, как вы видите, «Лада» сейчас выпустила два современных автомобиля, и с выпуском этих машин общая конкуренция на рынке усилилась, что, в принципе, хорошо, потому что чем выше конкуренция, тем лучше продукты. Что сейчас важно для «Датсуна»? Прежде всего, мы работаем в двух направлениях: над улучшением тех автомобилей, которые существуют на рынке сейчас, и над запуском третьей модели. Сейчас ситуация на рынке, как вы знаете, оставляет желать лучшего, поэтому сроки могут сдвинуться по отношению к первоначальным. Но, тем не менее, мы выполняем свои обязательства перед рынком, мы выполняем свои обязательства перед нашими покупателями и перед нашими партнерами, дилерской сетью.
Сейчас в нашей модельной линейке есть седан и хэтчбек. Третий автомобиль мы будем ориентировать на тех людей, которые любят и спорт, и поездки с друзьями, и вылазки на природу.
А.К. В связи с девальвацией рубля некоторые компании сейчас продают автомобили в минус, а некоторые поднимают цены и сохраняют маржинальность. Как сейчас обстоит дело с «Датсуном»?
В.К. Сейчас самое важное быть максимально точным и максимально простым в управлении. Прежде всего, нужно защитить бизнес, минимизировать влияние, которое ситуация оказывает на покупателя, и при этом надеяться на лучшее. В принципе, мы увеличили цены не очень сильно, намного меньше, чем многие другие. Сейчас мы каждый день решаем, что мы должны делать, стараемся быть максимально гибкими и реагировать на любые изменения на рынке. И мы понимаем, что рано или поздно ситуация изменится в лучшую сторону. Сейчас мы работаем в России без прибыли, но и без убытков и стараемся сохранить такой баланс, который позволит нам сохранить бизнес.