В случае с семейством Порше природа, похоже, забыла о своей обязанности отдыхать на потомках гениев. Ушедший 25 августа 2019 г. в возрасте 82 лет Фердинанд Пиех, внук по женской линии легендарного Фердинанда Порше, оставил в истории автомобильной отрасли целую цепочку неизгладимых следов. Вспомним.
Фердинанд Пиех
Австро-немецкий автомобильный промышленник; бизнесмен, инженер-конструктор, менеджер и мажоритарный акционер
Казалось, путь к должности гендиректора Porsche открыт, но… обострение борьбы кланов Порше и Пиехов вынудило Фердинанда Карла покинуть компанию и доказать, что его детское прозвище Бурли («крепыш») наполнилось новым смыслом. Ради этого наш герой единственный раз изменил семейному бизнесу, создав 5-цилиндровый дизель-«миллионник» серии ОМ617 для Mercedes-Benz. Намек оказался прозрачным, и в 1972-м Пиеха вернули под родовые знамена, правда, на довольно скромную должность руководителя отдела перспективных разработок Audi NSU Auto-Union AG (c 1985 г. Audi AG).
Поднимаясь шаг за шагом по карьерной лестнице, Фердинанд Карл превратил заурядную компанию в значимую величину премиум-сегмента, и не с помощью маркетинговых манипуляций, а используя прорывные технологические разработки, которые доказали свою жизнеспособность на полях сражений чемпионата мира по ралли и немецкого первенства по кольцевым автогонкам. Впрочем, сам Пиех считал своим главным достижением в «Ауди» не спортивные триумфы, а создание модульной платформы для моделей 80-й, 90-й, 100-й и 200-й серий, что позволило резко сократить стоимость разработки и… в 1993-м катапультировало Фердинанда Карла в кресло председателя правления Volkswagen AG, которое вскоре превратилось в трон.
Действуя твердой рукой, Пиех не только вернул прибыльность концерну, но и превратил его в ведущую борьбу за мировое лидерство мультибрендовую империю с мощной производственной базой на всех ключевых рынках сбыта. Фердинанд Карл действовал с размахом во всем, шла ли речь о приобретении люксовых марок Bentley, Bugatti, Lamborghini, строительстве «Стеклянной мануфактуры» в Лейпциге лишь для финальной сборки двух флагманов концерна или о создании рядом с заводом в Вольфсбурге Аутоштадта, парка развлечений для поклонников автомобилей. Пиех не выпустил из своих рук бразды правления концерном, и перейдя в 2002-м на должность председателя наблюдательного совета VW AG. В этот период ему удалось на 180 градусов развернуть ситуацию с потенциальной покупкой его империи компанией Porsche, в результате чего та в 2012 году стала частью концерна VW.«Много людей хотело моего ухода, но ни одному это не удалось»
А журналистам автомобильных изданий период правления Пиеха запомнится еще и тем, что главным языком медиа-сайта VW оставался немецкий, упорным нежеланием использовать современные носители с пресс-материалами и большим стилем презентаций вольфсбургского концерна накануне крупнейших автосалонов. На этих выставках достижений Фердинанд Карл располагался со своей супругой Урсулой в отдельной «ложе», под уровень которой подстраивалась система кондиционирования огромных залов, и куда являлись на поклон «главы провинций» созданной Пиехом империи.
Однако в 2015-м наступившая новая эпоха отторгла классического триумфатора, призвав на первые роли людей иного плана. Так казалось. Но, похоже, и дух времени порой включает заднюю. Менее чем через полгода после вынужденной отставки Пиеха со всех постов разразился Дизельгейт, в результате которого «Фольксваген» понес ощутимые, но не смертельные потери, тогда как вся руководящая верхушка, недавно праздновавшая свержение «деспота», отправилась в отставку, а кое-кто и под суд. Главой же VW AG стал Матиас Мюллер, последний протеже Пиеха…
Впрочем, свой прощальный подарок Фердинанду Карлу судьба придержала до 2 августа 2019 года. В этот день 1600-сильный Bugatti Chiron Super Sport 300+ разогнался до 490,48 км/ч, став первым серийным автомобилем, превысившим рубеж в 300 миль в час. И через три недели, 25 августа, Фердинанд Карл Пиех ушел с миром.
Его великие автомобили
Абсолютное оружие
1969: Porsche 917Самый успешный гоночный автомобиль всех времен. На его разработку Пиех, годом ранее занявший пост главного инженера Porsche, направил две трети бюджета компании, и… в своем первом сезоне все 917-е, лидировавшие в 24-часовом марафоне в Ле-Мане, сошли с дистанции, а карьера Фердинанда Карла повисла на волоске. Но в том же 1969-м укороченная версия 917-го, отличавшаяся большей стабильностью поведения, открыла счет победам в гонке «Цельтвег 1000 км». 1970-й, начавшийся для 917К с победы в Дайтоне и продолжившийся в том же ключе в Брэндс-Хэтче, Монце, Спа, 14 июня завершился триумфом в Ле-Мане, когда весь подиум заняли пилоты Porsche 917K'70 и 917LH'70. Годом позже 917К'71 позволили гонщикам Porsche подняться в Ле-Мане на две верхние ступени пьедестала, а удлиненная версия 917LH'71 установила рекорд трассы.
«Кваттро» великий и ужасный
1980: Audi QuattroПиех дал отмашку на разработку полноприводной модели с 5-цилиндровым рядным турбомотором для участия в чемпионате мира по ралли за два года до того, как в 1979-м ФИА легализовала для этих соревнований модели 4х4. Скепсис в отношении тяжелых и сложных по конструкции полноприводников разрушил уже тестовый образец раллийного Audi Quattro, который в 1980-м пилотировал Ханну Миккола. В 1983-м финн за рулем Quattro станет чемпионом мира. Годом позже такой же результат запишет на свой счет другой заводской гонщик Audi — швед Стиг Бломквист.
Игра в кубики
1997: VW Golf IVЧетвертый Golf стал знаковым не только благодаря своему без малого премиальному интерьеру, но прежде всего потому, что с него началась эпоха широкомасштабного использования компаниями из состава концерна VW модульных платформ. На «тележке» PQ34 кроме Golf IV были созданы «Фольксвагены» моделей Jetta, New Beetle и Lavida, «Ауди» A3 и TT, СЕАТы Leon и Toledo, а также первая Octavia, на видоизмененном варианте, PQ24, базировался Skoda Roomster. С тех пор такой подход к проектированию, обеспечивающий огромную экономию средств, с легкой руки Фердинанда Пиеха стал мейнстримом для многих компаний.
Он знал!
1997: smart City CoupeКонцерн VW никогда не производил smart… а мог бы, если бы не Пиех. В 1993-м, когда Фердинанд Карл возглавил «Фольксваген», он не только решил уволить все прежнее руководство, доведшее компанию до огромных убытков, но и зарубил ранее одобренную программу разработки городского микромобиля совместно со Swatch Group. Пиех больше верил в дизельную версию 4-местного VW Lupo с расчетным расходом топлива 3л/100 км. Как бы то ни было, время подтвердило правоту Пиеха: проект smart, на который польстился Daimler-Benz, оказался хронически убыточным.
Выше только звезды
2000: Bugatti Veyron EB 16.4Пиех задал параметры мощности двигателя и максимальной скорости гиперкара, которому надлежало стать визитной карточкой концерна, открыл под автомобиль мечты по сути безлимитную линию финансирования и без колебаний увольнял инженеров, не выполнявших задач по проекту в срок. В итоге показ первого прототипа и дебют образца серийной модели разделило менее полутора лет! На этом пути, изобиловавшем техническими головоломками, гиперкар поменял имя с «Широн» на «Вейрон» и архитектуру двигателя с W18 на W16 с квартетом турбокомпрессоров. 1001-сильный монстр разогнал первую версию полноприводного Bugatti Veyron EB 16.4 до 408,47 км/ч. Появившийся в 2010-м вариант Super Sport с форсированным до 1200 л.с. мотором занесли в Книгу рекордов Гиннесса как самый быстрый (431,072 км/ч) автомобиль, допущенный к эксплуатации на дорогах общего пользования.
Литром единым
2002: VW 1-litre ConceptПиех чувствовал, куда дуют ветра перемен, и дал зеленый свет «литровому» автомобилю. Узенькая двухместная капсула с невероятно низким коэффициентом аэродинамического сопротивления 0,159 весила немыслимые 290 кг. Все это позволило 8,4-сильному дизелю объемом 299 «кубиков» ограничиться 0,99 л топлива на 100 км. Не менее удивительно то, что к 2011 г. концепт дорос до мелкосерийной модели XL1 с дизель-электрической силовой установкой и стартовой ценой от € 111 000.
Пан или провал?
2002: VW PhaetonПиех называл Phaeton равным по значимости Porsche 917. А ведь речь шла о, казалось бы, полностью провальном проекте, родившемся из стремления ответить на вторжение Mercedes-Benz с его A-Class на территорию VW. А как вам одно из десяти требований Пиеха к разработчикам «Фаэтона»: обеспечить возможность каждодневной эксплуатации люкс-седана на скорости 300 км/ч при температуре 50 °C и температуре в салоне 22 °C, хотя максималка модели ограничивалась электроникой 250 км/ч?