Автомобильный бизнес сейчас находится на драматическом перепутье, когда многие его аспекты или уже находятся в процессе тотальной трансформации, или скоро этому подвергнутся.
Масахиро Моро
Президент North American Operations
Выбор и покупка автомобиля
Люди стали по-другому выбирать автомобили, они перестали приходить к дилеру.Раньше человек мечтал о новой машине, а потом шел к дилеру. Дилер был одним из главных компетентных источников информации, ему приходилось верить. И чтобы выбрать конкретный автомобиль клиент посещал его три-четыре раза.
Сейчас 80% необходимых сведений можно получить в интернете, а к дилеру человек приходит только за тест-драйвом и для заключения контракта. Все.
Есть такой тип покупателей, которые падки на горячие предложения, им нужен не конкретный бренд, а большая скидка. Поэтому в поисках таких предложений они много времени проводят в интернете. У Mazda потребители все-таки немножко другие, они выбирают и умом, и сердцем, и им нужно еще что-то, кроме привлекательной цены. По крайней мере мы в это верим.
Тем не менее сейчас средний покупатель посещает дилера один-два раза, а чаще всего – один.
Дилерский бизнес
Надо признать, что сложившаяся практика ведения дилерского бизнеса кардинально противоречит желаниям потребителя. Сейчас покупатели крайне недовольны тем, как к ним относятся в традиционных дилерских компаниях. Дилер и покупатель словно живут в двух разных мирах. И у нас сейчас очень непростая ситуация: нам нужно поменять способы ведения бизнеса и привычки дилеров и доходчиво объяснить им, что клиент хочет другого.В Америке у дилера две маржи – одна видимая клиенту, другая нет. Понятно, что дилер готов с видимой маржой играть. А в некоторых случаях, чтобы заполучить клиента, может ей даже пожертвовать. Но в любом случае дилер – по второй, скрытой, марже между ним и производителем – получит свои несколько процентов, иначе зачем ему вообще продавать машины.
Но модель ведения бизнеса у дилера абсолютно точно поменяется. Сейчас процесс покупки зависим от него все меньше и меньше, и, возможно, дилер в итоге окажется и вовсе выключен из процесса. Зато очевидно, что в самом техническом обслуживании машины лучше всех и больше всех разбирается именно сам дилер, и он здесь остается главным.
Когда конкретно произойдут перемены, никто точно не знает. Но вполне может оказаться, что быстрее, чем мы думаем.
Позиционирование (на примере Mazda)
В Америке вся жизнь связана с машинами. Инфраструктура, логистика, многие бизнес-процессы построены с учетом именно автомобиля. И для обыденной, привычной жизни вам тоже ежедневно нужна машина – ну, если вы хоть что-то собой представляете. Поэтому большинство автомобилей здесь относится к категории «четыре колеса и руль» для перемещения из пункта А в пункт Б. И этот сектор действительно все больше и больше заполняется корейскими компаниями и всякими другими, которые могут сделать машину дешевле. И нам, как маленькому производителю, стало очень тяжело дышать в этих рамках. Поэтому мы решили обратиться к эмоциональной сфере, потому что эмоции можно продавать дороже. Дизайн для нас сейчас – это главное, на что мы делаем акцент в процессе создания новых моделей. Не забывая про все остальное, конечно. На этом поле уже есть премиальные бренды, но мы смело туда идем.Сейчас на американский рынок мы выводим новую «Мазду3». В ней удачно воплотились все наши идеи, дизайн в особенности. Цену пока не объявляли, но мой план – сделать ее повыше, чем у непремиальных японских брендов.
Наши дилеры готовы к такой трансформации. В Америке они научились работать с премиальными клиентами и способны «обертывать» продаваемый автомобиль в такую гамму положительных эмоций, что от покупки остаются лишь приятные ощущения.
Медиа и PR
Мы перестали смотреть телевизор каждый день, а молодые люди – совсем. Вся информация приходит к нам в мобильный телефон.Традиционные медиа фактически захвачены социальными медиа, они просто погребены под толстым слоем социальных сетей. И, видимо, недалек тот день, когда указы и приказы своего президента мы будем узнавать через Twitter.
Но появилась новая тема – фейковые новости. Сейчас очень сложно разобраться, где правда, а где ложь.
Все это заставляет нас полностью менять стратегию пиара и маркетинга. Чтобы потребитель чувствовал, что нашей информации можно доверять, нам надо научиться самим рассказывать о себе, чего раньше мы не умели.
Не подумайте, что сам бренд Mazda вдруг начнет говорить с вами пугающим голосом, нет. Мы используем настоящих живых людей – наших сотрудников: дизайнеров, инженеров, менеджеров высшего звена.
Еще пять-семь лет назад технари практически не умели разговаривать – я имею в виду публичные выступления и контакты с представителями СМИ – им предписывалось только гайками заниматься, а общение было за рамками их полномочий. Теперь все поменялось: инженеры научились выступать и отвечать на сложные вопросы.
Я весь прошлый год занимался перетряской всего того, что мы делаем. И мы перестали палить из пушек по большим медиа. Раньше как было? У тебя есть месседж, ты его выстреливаешь в СМИ и ждешь.
А теперь мы сами приходим к конечному клиенту. Смотрим, какие источники информации для него важны, и дальше заходим в эти медиа маленькими сообщениям. Но обязательно нужен интересный инфоповод, обязательно нужна история. Главная задача PR сегодня – придумывать такие истории. И уже после этого за дело берется маркетинг. Понятно, что механизм еще отлаживается, но суть его такова.