Что ждет FCA теперь, после неожиданной смерти руководителя итало-американского концерна?
Серджио Маркьонне
глава концерна FIAT-Chrysler Automobiles
Сын карабинера, в 14 лет уехавший вместе с родителями в Канаду, последний раз появился на публике 26 июня на церемонии передачи Jeep Wrangler... карабинерам Рима – за день до того, как лег на операцию в цюрихский госпиталь. Врачи оказались бессильны, а вот сам Маркьонне не раз выводил из экономической комы крупные компании различных отраслей. Настолько успешно, что метод обладателя трех высших образований (в области философии, юриспруденции и бизнеса) изучают в Гарварде.
Маркьонне умел выбрать момент, чтобы действовать быстро, решительно, нестандартно и при этом часто в условиях ограниченных средств. Так было в 2005-м, когда Маркьонне, едва заняв пост главного управляющего дышавшего на ладан FIAT, добился от тогдашнего партнера по альянсу, General Motors, выплаты $2 млрд за расторжение соглашения о выкупе итальянского концерна. Так было в 2009-м, когда, не заплатив и евроцента, идущий на поправку FIAT получил контроль над банкротом, концерном Chrysler. Так произошло осенью 2014-го, когда после провального сезона в «Формуле-1» Маркьонне, убрав с поста президента Ferrari харизматичного маркиза Луку ди Монтецземоло, перестроил управление «Скудерией» по горизонтальному принципу, уже доказавшему свою успешность при замене окостеневшей, иерархической системы менеджмента FIAT. Результат? В последние два сезона болиды из Маранелло навязали упорную борьбу, казалось бы, непобедимым «серебряным стрелам» Mercedes-Benz, а в целом компания Ferrari, часть акций которой в октябре 2014 года вывели на биржу, набирает обороты.
Недостаток ресурсов Маркьонне компенсировал их концентрацией на наиболее перспективных направлениях. Да, марка Lancia выводится с рынка, а некогда опорные бренды FIAT и Chrysler превращаются в периферийные, нишевые, зато новое качество получают Jeep, Ram, а также Alfa Romeo и Maserati с их прорывными моделями Giulia и Stelvio/Ghibli и Levante.
В итоге 1 июня 2018 года Маркьонне, обнародовавший стратегический план концерна до 2022 года, впервые за 10 лет... надел галстук в знак того, что FCA близок к погашению некогда многомиллиардного чистого долга. В предстоящее четырехлетие FCA инвестирует в развитие €45 млрд. Предусматривается запуск 29 моделей, замена дизельных версий легковых моделей и SUV в Европе гибридными и электрическими, развитие технологий автономного вождения. Jeep, уже нарастивший с 2014-го объемы продаж вчетверо, продолжит превращение в глобальную марку. Maserati должна удвоить продажи, а Alfa Romeo и Ram – увеличить их в 2,5 раза!«Если ты выигрываешь все пари, значит, ты не заключал их достаточно много»
Правда, и при таком раскладе FCA, в 2017-м занявший 8-е место в отрасли по объему реализации, не преодолеет планку в 6 млн проданных автомобилей, что еще 10 лет назад в качестве критической величины на перспективу определил Маркьонне. И он же наметил путь достижения цели – создание нового альянса. Партнерство намечалось с Opel, GM. Geely и Great Wall также упоминались в качестве возможных участников такого объединения, а концерн VW еще во времена Фердинанда Пиха намеревался приобрести Alfa Romeo. Сегодня же поговаривают о намерении колосса из Вольфсбурга приобрести набравший вес FCA целиком. Называют даже имя возможного босса итало-американского филиала: Лука де Мео в недавнем прошлом занимал руководящие посты в FIAT, а с ноября 2015-го успешно руководит SEAT. Впрочем, появилась информация и о недавних контактах FCA с Hyundai Motor, стремящимся в кратчайшие сроки решить имиджевую проблему своей высокотехнологичной продукции.«Не делай предсказуемых шагов, потому что тем же путем к цели, вполне вероятно, придут и конкуренты, но, возможно, быстрее»
В любом случае частью возможной сделки не станет Ferrari, руководить которой Маркьонне собирался продолжить и после ухода с поста главного исполнительного директора FCA. Компания из Маранелло к 2022 году должна удвоить свою прибыль и впервые запустить в производство (пусть и мелкосерийное) SUV и чисто электрическую модель. Что касается «Формулы-1», то Маркьонне планировал увеличить в ней вес FCA за счет превращения Alfa Romeo в полноценного технического партнера для Sauber, а Maserati – для Haas. Реализуются ли эти намерения, теперь зависит от преемников Маркьонне в FCA.