С генеральным директором Mercedes-Benz Vans в России мы поговорили сразу же после мировой премьеры пикапа Mercedes-Benz X-class в Кейптауне. Зoрен Хезе сообщил, что Daimler с новым пикапом не претендует на аудиторию UAZ Pickup, что сборка новинки в России не так нереальна, как кажется на первый взгляд, и что грузовой X-class может перетянуть покупателей у кроссоверов GLE и GLS.
Сергей Арбузов: С того времени, как Daimler представил концепт X-class, в прессе постоянно идут дискуссии (со ссылкой на спикеров компании) о возможных продажах серийного пикапа в США. Америка – главный рынок для пикапов, и больше всего здесь востребованы полноразмерные пикапы, а не среднеразмерные. Причем объемы продаж просто колоссальны – только один Ford F-150 в первом полугодии 2017 года разошелся тиражом в 430 тыс. шт. В этом смысле многие эксперты сходятся во мнении, что нужно было делать Mercedes-Benz X-class не из Nissan Navara, а из Nissan Titan, то есть, выбрать не среднеразмерный класс, а полноразмерный. Что вы думаете на этот счет?
Зорен Хезе: Действительно, в Америке среднеразмерные пикапы почти не покупают, по крайней мере, если смотреть относительные цифры – на них приходится менее 20%, там в ходу «полный размер». Однако, во всем остальном мире ситуация обратная, и нужно еще поискать страны, где большие пикапы вообще представлены. Поэтому когда мы в 2012 году начали выявление новых ниш для марки Mercedes-Benz, мы остановились именно на среднем размере – у него просто география шире. Еще одна причина – прогнозы, согласно которым с 2016 по 2026 год сегмент среднеразмерных пикапов вырастет более чем на 40%. Согласитесь, это аргумент. Кстати, вы наверняка спросите, почему мы сами не спроектировали X-class. В нашем случае наличие партнера – это способ сокращения инвестиций и дополнительная подстраховка. Машина с нуля – это очень и очень большие расходы, а у нас с альянсом Renault-Nissan налажены давние производственные связи.
С.А.: Можно было сделать пикап на базе нового поколения «Гелендвагена», которое должно появиться в ближайшие год-полтора, и вывести его отдельной моделью. Во-первых, это «не с нуля», во-вторых, у G-class среди всех серийных внедорожников, пожалуй, лучшие свойства на бездорожье, в-третьих, на базе G-klasse многократно выпускали пикапы, то есть, опыт имеется.
З.Х.: Да, много аргументов «за», но есть один аргумент «против», который перевешивает все остальные: «Гелендваген» - это легковой автомобиль.
С.А.: В каком смысле?
З.Х.: В самом прямом, он просто не дотягивает до нужной нам грузоподъемности. Не забывайте, нам нужно было сделать автомобиль не только хорошо управляемый, комфортный и проходимый, нам нужен был пикап, который можно использовать в коммерческих целях. Переоборудовать легковой автомобиль в коммерческий – и дорого, и сложно. С другой стороны, у нас уже есть партнер, и у партнера есть пикап в нужном нам размере.
С.А.: Хорошо, тогда поговорим про аудиторию машины. На презентации нам показывали слайд с целевыми группами Mercedes-Benz X-class. Меня сильно смутило, что три из пяти групп составляют владельцы бизнеса! Создается ощущение, что владельцы бизнеса то и делают, что покупают пикапы – убери эти три группы, и всерьез встанет вопрос о целесообразности производства.
З.Х.: Вы знаете, меня, как директора Mercedes-Benz Vans в России, если честно, не очень пугает такое позиционирование, все-таки сама машина нацелена в первую очередь не на использование ее для бизнеса, а для самого широкого использования, вплоть до поездок в отпуск всей семьей. Мы ставили задачу сделать машину именно двойного назначения безо всякого ущерба для одной из составляющих. Меня больше волнует готовность российского рынка. Мы очень надеемся, что к моменту вывода машины – а это второй квартал 2018 года, рынок в РФ будет себя лучше чувствовать.
С.А.: А какие предпосылки к тому? Пикап будут импортировать, а рубль у нас падает в последнее время, и что будет следующей весной вообще не понятно. Кроме того, сегмент пикапов в нашей стране начал стремительно сокращаться как раз с началом очередного кризиса – по состоянию на май доля упала до 0,5%. Причин много: во-первых, пикапы у нас только импортируют (не считая компактный UAZ Pickup и китайский Foton Tunland, который еще только готовятся локализовать), во-вторых, в этом сегменте люди традиционно очень долго не меняют машины, а теперь пикапы живут у первого хозяина в РФ чуть ли не по 12 лет и больше. Что, по-вашему, должно произойти к следующей весне, чтобы вернулся интерес к пикапам?
З.Х.: Да, пикапы сейчас живут в России у первого хозяина неестественно долго, но рано или поздно ситуация поменяется. Мы не из тех, кто в кризис кричит «все пропало, все пропало». Мы не ждем, мы готовимся.
С.А.: К чему?
З.Х.: К концу кризиса. К тому времени, когда все нормализуется, и у нас уже будет выведенный автомобиль. У нас компания глобальная, именно это и позволяет нам оперативно реагировать на быстрорастущий спрос.
С.А.: Ну хорошо, а почему старт под лето, а не под зиму 2018-2019 годов?
З.Х.: Я вам скажу, что изначально штаб-квартира вообще предложила нам начать продажи в России в ноябре-декабре этого года, то есть, почти одновременно с Европой! Но поскольку я в России не первый год живу, наперед знаю, что в декабре продаж не будет – все будут готовиться к Новому году, а в январе все будут праздновать. В феврале опять продаж не будет, потому что все истрачено на праздники, в марте еще не все отойдут от зимней депрессии и так далее. В общем, это даже очень хорошо, что о машине все узнают сейчас – в октябре мы подкрепим эффект большим европейским тест-драйвом, и в итоге к началу лета 2018 года даже получим отложенный спрос. Кроме того, мы постараемся заранее наладить прием заказов у дилеров. Кстати, сами российские дилеры выразили большой восторг по поводу автомобиля – у нас было внутреннее мероприятие в Риге еще с концептом, который мы показывали в Стокгольме. Дилерам очень понравился автомобиль! Один сказал, что хочет на таком пикапе на дачу ездить, другой захотел его тут же жене подарить и так далее.
С.А.: Конечно, ведь все эти люди, о которых вы говорите – это владельцы бизнеса, то есть та самая аудитория, на которую Вы рассчитываете, только вряд ли она будет многочисленной.
З.Х.: Не забывайте и о корпоративных пользователях. Мы встречались недавно с представителями «Газпрома». Они очень обрадовались, что у нас появится такая машина – у них много труднодоступных объектов, которые нужно обслуживать, куда нужно не только персонал доставить, но и груз, скажем, инструмент и так далее. Лучше нашего пикапа машины не найти.
С.А.: До кризиса в России пикапы покупали те потребители, у кого не хватало денег на внедорожник, причем не важно, первым автомобилем был пикап в семье или вторым. Я смотрю на вашу европейскую целевую аудиторию по Mercedes-Benz X-class, и понимаю, что вы бьете именно в таких людей. Однако, в Европе ситуация несколько иная, чем в России до кризиса. Скажем, Toyota Land Cruiser у вас продается по той же цене, что и X-Class, разница в базовых ценах около 2,5 тыс. евро. Как будете уговаривать европейцев?
З.Х.: Это интересный вопрос. Перед тем, как формировать цену в Европе, мы провели весьма обширные консультации с нашими легковыми коллегами из Mercedes-BenzCars. Это нужно для того, чтобы не создавать внутреннюю конкуренцию с нашими SUV. Однако я прекрасно отдаю себе отчет в том, что мы совершенно точно перетянем часть аудитории нашего легкового сегмента, ведь если сравнивать цены на пикап не с ценами на внедорожники других брендов, а с ценами на SUV марки Mercedes-Benz, пикап все же будет ощутимо дешевле, он действительно может стать входной ступенью для тех, у кого нет денег на наши SUV. Что касается других категорий покупателей, которые могут выбрать внедорожник другой марки только исходя из того, что цена у него такая же, как и у нашего пикапа, тут мы ничего сделать не можем. Давайте будем откровенны: даже с пикапом Mercedes-Benz обращается к тем, у кого есть деньги, все-таки мы – премиум-бренд.
С.А.: А как тогда понимать ваши слова о том, что Mercedes-Benz X-class будет конкурировать не только с VW Amarok, но и с компактными пикапами вроде Toyota Hilux, которые сильно дешевле, у этих то как перетянуть аудиторию?
З.Х.: Да, я так говорил, но имел в виду именно конкуренцию в России, а не на других рынках, где у нас главными конкурентами будут среднеразмерные пикапы. Еще до появления автомобиля мы начнем работу с нашими потенциальными покупателями, будем объяснять, рассказывать, попробуем растолковать, по какой причине они должны выбрать нас. Правда, оговорюсь: мы точно не претендуем на покупателей UAZ Pickup!
С.А.: Многие производители выпустили на базе пикапа отдельные модели SUV, что, очевидно, сильно расширяет аудиторию: Pajero Sport сделали на базе L200, нынешний Chevrolet Trailblaizer – на базе пикапа Colorado, Ford Everest – на базе Ford Ranger. Собирается сделать такую машину и VW на базе Amarok. Более того, похожий опыт есть и у Nissan, который выпускал на базе Navara внедорожник Nissan Paladin.
З.Х.: Мне видится, что выпуск SUV на базе Mercedes-Benz X-class может опять же усилить внутреннюю конкуренцию с нашей легковой линейкой, которой и так не избежать. С другой стороны, у нас пока еще пикап не выведен на рынок, надо посмотреть на реакцию людей, поговорить с клиентами, при определенных условиях мы можем рассмотреть выпуск SUV на базе Mercedes-Benz X-class. С другой стороны, это не ближайшее развитие пикапа – у нас же масса специальных служб: медики, пожарные, инкассаторы, да мало ли, может быть кто-то просто захочет бронированный пикап, он же рамный, он не так сильно потеряет в ходовых качествах, чем легковой автомобиль. Для начала мы пойдем в этом направлении, а потом уже будем смотреть на запросы рынка, еще раз повторю, я не исключаю появление SUV на базе Mercedes-Benz X-class, я вообще никогда ничего не исключаю.
С.А.: По поводу пассивной безопасности Nissan Navara, ставшего исходником для Mercedes-Benz X. У японского пикапа есть одно узкое место: самочувствие женщины-манекена, сидящего сзади по диагонали от водителя при фронтальном ударе о недеформируемый барьер. Уровень нагрузок на грудную клетку – критический. Инженеры Daimler сообщили мне, что проведен комплекс существенных доработок.
З.Х.: А как же! Мы очень хорошо усвоили урок с «каблучком» Citan, перелицованным из Renault Kangoo (при первом испытании в EuroNCAP Citan получил лишь 3 звезды – прим. ред.), очень хорошо изучили слабые места Navara и полностью устранили их. На заводе мы бьем машины сотнями, чтобы достичь нужные уровень пассивной безопасности. Будьте уверены, все в порядке.
С.А.: Вы налаживали контрактное производство Mercedes-Benz Sprinter Classic на ГАЗе, поэтому не удержусь от вопроса о возможной сборке Mercedes-Benz X в России, к примеру, на том же ГАЗе. Те, кто занимается легковыми автомобилями, называют порог рентабельности линии по сварке несущих кузовов на уровне 8000 единиц в год. Очевидно, что для пикапа этот порог существенно ниже.
З.Х.: Да, все верно, но давайте я более глобальные цифры дам. Мы в Daimler считаем, что если на линии было выпущено 80 000 автомобилей за весь жизненный цикл модели, это значит, что мы – в хорошей прибыли, значит, локализация прошла успешно. Для легких коммерческих машин этот порог ниже, а для пикапов – еще ниже. Повторюсь, я никогда ничего не исключаю, какими бы невероятными не были предположения. Я вспоминаю, как мы в Китае в 2004 году налаживали производство, мы тогда решили: только Е-class и только сварка кузовов. А что было потом – вы знаете и двигатели начали делать и целую россыпь моделей. В России – огромные расстояния, со временем на этом рынке будет требоваться все больше и больше машин, я уверен в этом, будут появляться все больше и больше ниш. Наша задача вовремя эти ниши выявлять и предлагать в них качественные конкурентные автомобили.