Одной из самых интересных с точки зрения покупателей в России новинок только что закончившегося Франкфуртского автосалона стал, без сомнения, «Лексус-RX» четвертого поколения. Разумеется, мы воспользовались возможностью, чтобы поговорить с создателем новой модели. Знакомьтесь, Такаюки Катсуда, главный инженер Lexus RX
Закончив колледж по специальности авиационный инженер, поступил на работу в Toyota Motor Corporation в 1985 году. Начинал в подразделении разработки шасси, где занимался инновационными инженерными проектами. В частности, созданием электронной адаптивной подвески TEMS и адаптивной пневматической подвески. С 1999 по 2001 годы участвовал в создании моделей Avensis и Verso в Европе, где получил возможность ознакомиться с европейской культурой производства и особенностями эксплуатации автомобилей. Кроме того, координировал совместные разработки инженеров Toyota Motor Corporation и Toyota Motor Europe. После возвращения из Европы руководил подразделением по разработке шасси, а в 2003 году был назначен главным инженером проекта по созданию Lexus RX.
Катсуда-сан с удовольствием работает «в поле» и никогда не боится испачкать руки. Он любит машины, которым можно полностью доверять, и убежден, что автомобили необходимо создавать, зная, какими будут их будущие владельцы.
Что означает ваша должность? В чем основная задача главного инженера проекта?
Моя задача – составить четкую концепцию автомобиля и набрать соответствующую команду инженеров, чтобы можно было вести работу в одном направлении.
То есть, именно вы отдаете задания дизайнерам и инженерам. Или за вас это делают маркетологи?
Команды отдаю именно я. Люди, которые занимаются стилем, дизайном, высказывают мне свои пожелания, маркетологи доносят свои соображения, исходя из анализа различных рынков, а я уже принимаю решение, в каком направлении работать. У нас все построено таким образом, чтобы не просто выполнять команды начальства, а на взаимном уважении – во взаимном уважении мнения каждого сила нашей команды.
В чем основные отличия нового RX от предшественника?
Что касается экстерьера – это изменившиеся размеры, больше колесная база, а из-за этого изменились пропорции.
Значит, пропорции нынешней модели вас не удовлетворяли?
Не забывайте, ведь нынешнее поколение RX тоже мое детище, я и тогда был главным инженером проекта. Но мы должны вписываться по размерам в существующую модельную линейку, чтобы противопоставить моделям наших конкурентов соответствующий продукт, а с появлением модели NX линейка чуть сдвинулась.
Что было самым трудным и самым интересным при работе над проектом с инженерной точки зрения?
Самым трудным, несомненно – улучшение драйверских характеристик машины.
Чем вы особенно гордитесь в этом автомобиле?
Главное, нам удалось добиться сбалансированности внешнего вида и интерьера – не агрессивности, а солидности, сочетания элегантности и бесшумного, очень спокойного, комфортабельного салона.
Чего больше в большом кроссовере – престижа, функциональности или моды?
Для меня главное в моей работе – сохранить лояльность наших клиентов. Например, половину всех наших машин мы продаем в США, и из них половина – наши лояльные клиенты. Именно на них мы ориентируемся в своей работе.
И чтобы их удержать, какой надо сделать машину – более престижной, функциональной или модной?
Речь идет скорее о балансе всех этих качеств – а еще о комфорте, управляемости, безопасности. Конечно, мода – это важно. Но я не стилист, я инженер – это я своей работой должен задать направление стилистам, дизайнерам.
А сколько инженеров и дизайнеров работают обычно над проектом нового автомобиля?
Пока не подсчитывал – их слишком много. Но самый простой способ узнать – подсчитать количество электронных рассылок. Так вот, тех, кто попадает в мою рассылку, получается более тысячи человек.
Они трудятся над одним проектом или над несколькими сразу?
Если коротко, то они работают и над другими проектами. У нас есть отдел шасси, двигателей, интерьера и прочие подразделения, и люди из них участвуют в работе над конкретной машиной.
А как выглядит процесс? Главный инженер проекта приходит в отдел шасси и говорит: «Сделайте мне это!» Или он говорит: «Дайте мне вот этого, этого и вот этого – они будут работать над моим проектом».
Я не могу сказать – дайте мне таких-то людей. Конечно, каждый главный инженер хотел бы иметь у себя самых лучших сотрудников. Но это невозможно. И в любом случае это не результат работы каких-то отдельных лиц, пусть и очень талантливых, это скорее коллективная работа. И основная задача главного инженера проекта – мотивировать свою команду так, чтобы они отдали самое лучшее.
Насколько я понимаю, эта машина уже готова, а вы работаете над следующей?
Конечно, что-то уже началось. Но, к сожалению, никакой информации я вам раскрыть не могу.
Чем, с вашей точки зрения, отличается инженерный подход «Лексуса» при конструировании новой модели от подхода любой другой марки?
«Лексус» - это часть большой корпорации «Тойота». У которой есть свои задачи по построению ее имиджа. В «Лексусе» мы прежде всего строим свое собственное лицо.
Резкая, угловатая, агрессивная внешность в стиле NX не оттолкнет ли более солидных покупателей?
Уже при жизни нынешнего поколения модели RX, в 2013 году мы решили принять новую узнаваемую решетку радиатора в виде веретена и внедрять ее на всех моделях марки. В соответствии с новой дизайн-философией должен был измениться и экстерьер очередного поколения RX. Но в нем мы хотели подчеркнуть не агрессивность, а, скорее, солидность, внушительность внешнего облика. Из экстерьера ушла некоторая округлость, а пришла резкость, мы подчеркнули не женственные, а более мужественные черты.