28 Сентября 2015, 16:25

Одной из самых интересных с точки зрения покупателей в России новинок только что закончившегося Франкфуртского автосалона стал, без сомнения, «Лексус-RX» четвертого поколения. Разумеется, мы воспользовались возможностью, чтобы поговорить с создателем новой модели. Знакомьтесь, Такаюки Катсуда, главный инженер Lexus RX

Человек, который сделал RX
Такаюки Катсуда
Главный инженер Lexus RX

Закончив колледж по специальности авиационный инженер, поступил на работу в Toyota Motor Corporation в 1985 году. Начинал в подразделении разработки шасси, где занимался инновационными инженерными проектами. В частности, созданием электронной адаптивной подвески TEMS и адаптивной пневматической подвески. С 1999 по 2001 годы участвовал в создании моделей Avensis и Verso в Европе, где получил возможность ознакомиться с европейской культурой производства и особенностями эксплуатации автомобилей. Кроме того, координировал совместные разработки инженеров Toyota Motor Corporation и Toyota Motor Europe. После возвращения из Европы руководил подразделением по разработке шасси, а в 2003 году был назначен главным инженером проекта по созданию Lexus RX. 

Катсуда-сан с удовольствием работает «в поле» и никогда не боится испачкать руки. Он любит машины, которым можно полностью доверять,  и убежден, что автомобили необходимо создавать, зная, какими будут их будущие владельцы.


Александр Мельник
Александр Мельник

Что означает ваша должность? В чем основная задача главного инженера проекта?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Моя задача – составить четкую концепцию автомобиля и набрать соответствующую команду инженеров, чтобы можно было вести работу в одном направлении.

Александр Мельник
Александр Мельник

То есть, именно вы отдаете задания дизайнерам и инженерам. Или за вас это делают маркетологи?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Команды отдаю именно я. Люди, которые занимаются стилем, дизайном, высказывают мне свои пожелания, маркетологи доносят свои соображения, исходя из анализа различных рынков, а я уже принимаю решение, в каком направлении работать. У нас все построено таким образом, чтобы не просто выполнять команды начальства, а на взаимном уважении – во взаимном уважении мнения каждого сила нашей команды.

image001.jpg
Александр Мельник
Александр Мельник

В чем основные отличия нового RX от предшественника?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Что касается экстерьера – это изменившиеся размеры, больше колесная база, а из-за этого изменились пропорции.

Александр Мельник
Александр Мельник

Значит, пропорции нынешней модели вас не удовлетворяли?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Не забывайте, ведь нынешнее поколение RX тоже мое детище, я и тогда был главным инженером проекта. Но мы должны вписываться по размерам в существующую модельную линейку, чтобы противопоставить моделям наших конкурентов соответствующий продукт, а с появлением модели NX линейка чуть сдвинулась.

Александр Мельник
Александр Мельник

Что было самым трудным и самым интересным при работе над проектом с инженерной точки зрения?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Самым трудным, несомненно – улучшение драйверских характеристик машины.

Александр Мельник
Александр Мельник

Чем вы особенно гордитесь в этом автомобиле?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Главное, нам удалось добиться сбалансированности внешнего вида и интерьера – не агрессивности, а солидности, сочетания элегантности и бесшумного, очень спокойного, комфортабельного салона.

Александр Мельник
Александр Мельник

Чего больше в большом кроссовере – престижа, функциональности или моды?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Для меня главное в моей работе – сохранить лояльность наших клиентов. Например, половину всех наших машин мы продаем в США, и из них половина – наши лояльные клиенты. Именно на них мы ориентируемся в своей работе.

Александр Мельник
Александр Мельник

И чтобы их удержать, какой надо сделать машину – более престижной, функциональной или модной?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Речь идет скорее о балансе всех этих качеств – а еще о комфорте, управляемости, безопасности. Конечно, мода – это важно. Но я не стилист, я инженер – это я своей работой должен задать направление стилистам, дизайнерам.

Александр Мельник
Александр Мельник

А сколько инженеров и дизайнеров работают обычно над проектом нового автомобиля?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Пока не подсчитывал – их слишком много. Но самый простой способ узнать – подсчитать количество электронных рассылок. Так вот, тех, кто попадает в мою рассылку, получается более тысячи человек.

Александр Мельник
Александр Мельник

Они трудятся над одним проектом или над несколькими сразу?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Если коротко, то они работают и над другими проектами. У нас есть отдел шасси, двигателей, интерьера и прочие подразделения, и люди из них участвуют в работе над конкретной машиной.

Александр Мельник
Александр Мельник

А как выглядит процесс? Главный инженер проекта приходит в отдел шасси и говорит: «Сделайте мне это!» Или он говорит: «Дайте мне вот этого, этого и вот этого – они будут работать над моим проектом».

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Я не могу сказать – дайте мне таких-то людей. Конечно, каждый главный инженер хотел бы иметь у себя самых лучших сотрудников. Но это невозможно. И в любом случае это не результат работы каких-то отдельных лиц, пусть и очень талантливых, это скорее коллективная работа. И основная задача главного инженера проекта – мотивировать свою команду так, чтобы они отдали самое лучшее.

Александр Мельник
Александр Мельник

Насколько я понимаю, эта машина уже готова, а вы работаете над следующей?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Конечно, что-то уже началось. Но, к сожалению, никакой информации я вам раскрыть не могу.

Александр Мельник
Александр Мельник

Чем, с вашей точки зрения, отличается инженерный подход «Лексуса» при конструировании новой модели от подхода любой другой марки?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

«Лексус» - это часть большой корпорации «Тойота». У которой есть свои задачи по построению ее имиджа. В «Лексусе» мы прежде всего строим свое собственное лицо.

Александр Мельник
Александр Мельник

Резкая, угловатая, агрессивная внешность в стиле NX не оттолкнет ли более солидных покупателей?

Такаюки Катсуда
Такаюки Катсуда

Уже при жизни нынешнего поколения модели RX, в 2013 году мы решили принять новую узнаваемую решетку радиатора в виде веретена и внедрять ее на всех моделях марки. В соответствии с новой дизайн-философией должен был измениться и экстерьер очередного поколения RX. Но в нем мы хотели подчеркнуть не агрессивность, а, скорее, солидность, внушительность внешнего облика. Из экстерьера ушла некоторая округлость, а пришла резкость, мы подчеркнули не женственные, а более мужественные черты.