18 Марта 2022, 14:14

Возникающий в результате трения износ деталей снижает КПД двигателей и трансмиссии, увеличивает расход топлива, повышает риск поломки. Полностью победить механическое воздействие на детали невозможно, а вот извлечь из физики пользу — пожалуйста. Каким образом? Об этом «Автомобилям» рассказывает Сергей МАМЫКИН, основатель и технический директор группы компаний «Куппер» — российского производителя не имеющих аналогов в мире смазочных материалов под собственным брендом Cupper.

В России нашли CLAD

— Сергей Михайлович, истоки вашей технологии действительно уходят корнями в научные открытия советских ученых?

- Да, еще в 1956 году в СССР доктора технических наук, профессора Д.Н. Гаркунов и И.В. Крагельский из Института машиноведения зарегистрировали открытие под названием «Избирательный перенос при трении (эффект безызносности)». Ученые-трибологи, изучающие работу узлов трения, обнаружили, что при трении бронзы (сплава меди) по железной поверхности на ней образуется тончайшая медная пленка, полностью защищающая металл от износа. Благодаря этому любой узел трения может работать практически вечно.

— За счет чего?

- Советским ученым удалось создать смазочные материалы, которые не только разделяют поверхности трения, но и не позволяют водороду разрушать их металл. Наиболее простым и эффективным оказалось применение смазок и масел, содержащих ионы меди, которые вводятся в виде присадок к обычному базовому маслу, а весь механизм восстановления запускается при работе узла. Смазочные материалы, которые стимулируют омеднение поверхностей трения, называются металлоплакирующими.


Эта технология медного клэддинга получила название CLAD (Cuprum Lining Antiwear Defense). За ней будущее, она позволяет увеличить сроки службы машин и механизмов в сотни и тысячи раз, при этом еще и снижается потребление топлива. Так, по данным исследователей, CLAD позволяет при создании узлов трения уменьшить их вес и габариты на 15-20% за счет большей нагрузочной способности пар трения, существенно повысить коэффициент полезного действия машины (например, для глобоидного редуктора — с 0,7 до 0,85, а для пары «винт — гайка» — с 0,25 до 0,5) и увеличить срок службы машин и межремонтные сроки. И за счет этого значительно сократить затраты на обслуживание машины, уменьшить примерно в два раза расход смазки.

В России эти уникальные по своим свойствам масла и смазки с 2012 года выпускает наша группа компаний «Куппер». Мы стояли у истоков создания металлоплакирующих смазочных материалов и почти за 30 лет работ по внедрению технологии защиты от износа накопили огромный опыт в изготовлении всей линейки масел и смазок. А сейчас мы еще и NO SAPS — это очень значимое движение в Европе, то есть наша продукция не содержит серы (S), фосфора (P) и практически не имеет сульфатную зольность (SA). Инновации, внедренные в продукцию Cupper, а идея нашего бренда заключена именно в словах «Cuprum Performance — преимущества меди», уже много лет успешно применяются, например, в самых различных технических видах спорта. Наши масла и смазки уже помогли отдельным спорт-сменам и целым командам стать чемпионами России, Европы и мира.

Cupper_infografica_.jpg

— Сергей Михайлович, если медный клэддинг такая полезная технология, почему она до сих пор не применяется повсеместно, где есть трение?

- Да вот именно потому, что она действительно работает. Ведь всей рыночной цепочке, которая стоит между изобретателем безызносного масла и его потребителем, экономия совершенно не нужна. Снижение расхода масла наносит ущерб интересам работников сервиса, которые получают доход от его замены. Не нужно долго работающее безызносное масло и продавцу — ему требуется товар, который покупают как можно чаще. Так что снижение износа бьет по сервису, продавцу и изготовителю запчастей. «Вечный» автомобиль — это вообще ночной кошмар любого автопроизводителя. При таком конфликте интересов трудно ожидать, что эффект безызносности найдет теплый прием у всех заинтересованных сторон. А вот чтобы это произошло, на смену нынешней мировой экономической модели, которая основана на постоянном расширении потребления, должна прийти новая «экономика замкнутого цикла», в которой экономия ресурсов и экологическая составляющая принципов ESG будут действительно цениться.