19 Декабря 2021, 19:23

Если любовь к современному автомобилю нам кажется понятной, то классический автомобиль, который многими воспринимается как просто старый, как объект высокого чувства представляется странным. Тем не менее такие люди есть и в нашей стране, а в Российской автомобильной федерации есть комитет классических автомобилей. С председателем этого комитета Андреем Паньковским об итогах сезона-2021 беседует главный редактор и участник исторического ралли «Столица» Александр Кобенко.

Андрей Паньковский: Классические слезы радости
Андрей Паньковский
Председатель Российской автомобильной федерации

Александр Кобенко: Как возникает у человека любовь к автомобилям, причем к очень старым?

Андрей Паньковский: Все случайно. В нашей жизни закономерно не происходит ничего. У моих родителей были разные машины. Сначала был какой-то Fiat, который папа даже кузбасслаком — битумным лаком — красил. Потом помню «Москвич-407», а после — ВАЗ-2101. Эта «копеечка» для меня является важным автомобилем, мне ее родители подарили в 80-х годах. Я на ней поездил, потом брат, затем мы пересели на другие автомобили и концы «копеечки» затерялись. Мой сын Паша решил ее поискать, именно эту машину. Он два года занимался поиском, нашел ее практически уничтоженной, сгнившей, готовой к утилизации, три года восстанавливал и подарил мне ее на юбилей. К сожалению, не сохранился техпаспорт, но она стоит на тех самых моих номерах Г7631МК.


А темой классических автомобилей я проникся в кабине самолета, куда мой товарищ, командир корабля, пригласил меня, пока самолет летел на автопилоте. Сначала он рассказал про все это безумное количество приборов, а потом достал альбом с фотографиями классических машин на ралли по Золотому кольцу. Меня это так впечатлило, что уже через месяц я купил себе первый раритетный автомобиль. Им оказался Rolls-Royce Corniche 1971 года. У Элтона Джона был точно такой же. И мы вместе с супругой Татьяной и детьми Пашей и Анютой поехали на соревнование по Золотому кольцу. Мы испытали такие мощные эмоции от путешествия по историческим городам на историческом автомобиле, что всей семьей увлеклись этой темой. Как водится, потом появились и другие машины.


А.К: Каким машинам вы отдаете предпочтение?

А.П: Первая важная для меня тема — спортивные автомобили. Если уж мы принимаем участие в соревнованиях, то нужно, чтобы машина могла комфортно в них участвовать, будь то Gran Premio Nuvolari, Mille Miglia, «Милан-Сан-Ремо» или Targa Florio, или наши российские состязания. Вторая тема, которая недавно появилась, — редкие советские автомобили, прототипы. Я купил шесть прототипов на Ижевском заводе и пять прототипов на АвтоВАЗе. Все эти автомобили произведены в единственном экземпляре. И вторых экземпляров таких машин в мире нет.


А.К: Они просто так продавались?

А.П: Можно трагикомедии писать по поводу того, как покупаются автомобили на заводах. Как правило, они не стоят на учете, они не материальные ценности и не нужны никому. Никто не хочет тратить деньги на их сохранность, тем более на реставрацию. Поэтому их просто вилами передвигают от одного забора к другому, а потом сгребают и выбрасывают. А для меня это очень важные звенья истории нашей страны. Когда появляется новый серийный автомобиль, у него всегда есть предшественники, и для меня важно найти их и сохранить. Я также купил редкие «Волги-3111», их всего построено 420 экземпляров, «Волгу-3105» — 55 экземпляров. Купил «Калиту», «Дуэт» с обвесом «Калиты» — их было пять штук. «Москвич-2142» с удлиненным багажником, но короткой базой. Их тоже было, по-моему, штук 27. Многие считают дизайн этих автомобилей странным, но все равно это важная эпоха в жизни АЗЛК, когда завод в агонии искал свое место на рынке. Собрал коллекцию из самых ранних автомобилей ВАЗ-2101, 02 и 03. Теперь все самые ранние машины нашей страны у меня в коллекции есть.


А.К: У нас ведь в принципе немного чего-нибудь редкого, да? Есть полный список того, чего бы хотелось?

А.П: Полного списка нет, потому что всегда жизнь сама подсказывает, подбрасывает какие-то идеи. Я с большим удовольствием себе купил бы ГАЗ-23. Все знают 21-ю «Волгу», 22-ю, а 23-я — это «догонялка». Ее делали для КГБ, и снаружи она не должна была ничем отличаться, но с двигателем от «Чайки».


Или, например, «Жигули"-электрички, которые были полностью на электрической тяге, с батареями, которые в днище прямо вставлялись, как и в современных электрокарах.

В нашей автомобильной истории есть чем гордиться, и слава богу. И то, что такие машины сохраняются мной и другими коллекционерами — очень правильно, кто-то же должен заботиться о сохранении этих звеньев автомобилестроения в нашей стране.

А.К: А когда возникло желание организовывать исторические ралли?

А.П: До 2015 года у меня был очень сложный рабочий график, и поэтому я только участвовал в соревнованиях. А потом у меня появилось свободное время, и как раз в РАФе искали кандидатуру на должность председателя Комитета классических автомобилей.


Предложили мне, и я, не понимая объема работы, с удовольствием согласился. А потом оказалось, что эта работа захлестнула меня на все 24 часа и 7 дней в неделю. Работы — невероятно много, хотя это общественная нагрузка.

А.К: Чем в основном заняты?

А.П: Мы в рамках Российской автомобильной федерации для себя определили два главных направления работы. Первое — формирование законодательной базы, второе — популяризация классических автомобилей и авто-ретро-спорта.


А.К: Чем можете похвастаться?

А.П: Что касается законодательной базы, то можно с гордостью сказать, что мы выпустили несколько серьезных документов. В первую очередь, 1 марта 2020 года вышел ГОСТ на классические автомобили, и теперь на основании этого ГОСТа стало понятно, что такое классический автомобиль и каким требованиям автомобиль должен соответствовать, чтобы назваться классическим.

Также зафиксировано понятие эксперта — человека, который может определенно и ответственно сделать заключение, является ли данный конкретный автомобиль классическим или нет. Определено, какие требования предъявляются к эксперту, каким образом он получает квалификацию и аккредитацию. Все отражено в этом ГОСТе, которым мы занимались на протяжении четырех лет вместе с Госдумой, Минпромторгом, МВД и другими организациями.


Также после наших усилий в закон «О техосмотре» внесены важные изменения, вступившие в действие 1 марта 2021 года. Если у автомобиля возраст 30 и более лет, то он проходит техосмотр по требованиям не сегодняшнего дня, а периода его выпуска. Ведь понятно, что автомобиль 1960 года никак не может соответствовать требованиям 2021-го. И мы, владельцы этих машин, никогда не будем подстраиваться и менять оригинальную конструкцию на современную ради того, чтобы угодить сегодняшним требованиям.

А.К: ГЛОНАСС ставить…

А.П: В том числе, да. Для нас каждый винтик, каждая аутентичная шайбочка является значительно более важным, чем, например, соответствие какому-нибудь сегодняшнему требованию.

Теперь на станциях техосмотра есть допустимые нормы и требования, с которыми нужно подходить к нашим автомобилям.


А сейчас мы работаем над внесением изменений в постановление Правительства 1212 об Электронных ПТС, на основании которого можно будет ставить автомобиль на учет как классический. Конечно, такой документ сразу увеличивает рыночную оценку автомобиля. Но мы намерены добиваться определенных привилегий для владельцев классических автомобилей.


Во всем мире все соревнования на классических автомобилях либо стартуют, либо проходят через ратушные площади — через самый центр города. Потому что они — те же музейные экспонаты, только на колесах, и должны украшать собой города. А все экологические требования, которые справедливо предъявляются современным автомобилям, не должны нас касаться — мы выезжаем из гаражей три раза в год и этим никакого ущерба не наносим. Поэтому для нас важно, чтобы машины с классическими номерами, попав в центр города, не были бы оштрафованы из-за несоответствия экологическому классу — первый момент. Второй — мы не используем автомобили для повседневной езды, но участвуем в соревнованиях, на пробегах, выставках. А это считаные разы. Для чего нам оформлять ОСАГО на полгода?


А.К: Разве нельзя оформить на 2-3 дня?

А.П: Нет, сейчас нельзя. Третий момент: что такое транспортный налог? Транспортный налог идет на компенсацию того ущерба, который автомобиль нанес экологии и дорожному покрытию. В цивилизованных странах критерием этого вреда является количество использованного топлива. Чем больше автомобиль истратил топлива, тем больше он проехал по дорогам и, как следствие нанес больший вред экологии и дорожному покрытию — это очевидно. Значит, нужно транспортный налог включить в стоимость топлива. Но у нас страна большая, логистическое лобби мощное, поэтому решили оставить транспортный налог. Но если мой автомобиль стоит в гараже как произведение искусства, как экспонат, он не использовал ни литра бензина — какой и кому ущерб он нанес? Никакой и никому.


Еще у нас есть задача, связанная с Федеральной таможенной службой. Дело в том, что многие автомобили были ввезены — был такой период в жизни нашей страны — как культурные ценности, то есть как тумбочки, без права получения ПТС и без права управления этими автомобилями на дорогах общего пользования. Сейчас невозможно поставить на учет автомобиль, если ты не заплатил таможенную пошлину. Сегодня для того, чтобы владельцу такой «тумбочки» поставить автомобиль на учет, требуются гигантские усилия. Сначала в Минкульте получить разрешение на вывоз культурной ценности за границу в другую страну. Там он должен быть поставлен на учет на какого-нибудь Джонсона, потом этот Джонсон должен снять автомобиль с учета и продать реальному владельцу. Реальный владелец должен ввезти его через таможню и пройти все таможенные процедуры. Это нереальная головная боль! Ну кто этим будет заниматься? Наше предложение простое и понятное. Давайте мы вывезем автомобиль на склад временного хранения, который как бы зона вне страны, а таможенные посты есть в каждом городе, и хозяин автомобиля заплатит все таможенные пошлины. Наши граждане готовы и хотят это сделать. Государство, пожалуйста, получи эти деньги. Но пробить эту стену нам пока не удается.

А второе направление нашей работы — это популяризация классических автомобилей. Мы активно принимаем участие в выставках, в семинарах, в мастер-классах и организовываем гонки на классических автомобилях.


А.К: Слово «гонки» не совсем подходящее. Сразу представляешь, что все куда-то несутся. Соревнования, мне кажется, точнее передают суть дела.

А.П: Да, на самом деле скорости у нас небольшие, все едут по правилам дорожного движения. Более того, в наших соревнованиях норматив всегда выстроен так, что достаточна скорость даже меньшая, чем разрешено по ПДД. И для нас важно, чтобы аудитория росла. Поэтому мы проводим соревнования в Москве, Питере, Екатеринбурге, Тольятти, Туле, Калуге, Смоленске, Ярославле, Великом Новгороде. И везде администрация городов поддерживает нас, и местные СМИ пишут, и десятки тысяч людей приходят на старт, финиш и спецучастки. А когда там какого-нибудь пацаненка посадишь и прокатишь на старом «Роллс-ройсе», то, конечно, для него это впечатление, может быть, на всю жизнь.


А.К: Пандемия в этом году повлияла на планы соревнований?

А.П: Конечно, частично задела. Но несмотря на ограничения, мы провели шесть этапов и этим гордимся. Причем в общей сложности было под десяток соревнований в этом году, но классифицируемых — шесть: два этапа в Москве, в Туле, Санкт-Петербурге, Тольятти, Смоленске. Финальное соревнование состоялось в Москве и было посвящено 80-летию начала обороны Москвы. Официально первым днем битвы считается 30 сентября 41-го года, а дата нашего соревнования 26 сентября — как раз 80 лет.

Стартовали из музея Вооруженных Сил. Для нас было важно, чтобы автомобили наших участников находились не просто на удобной площадке, а среди военной техники: зенитки, бронепоезд, самолеты, вертолеты, ракеты, «катюши». И чтобы каждый экипаж, оказавшись внутри музея, где у нас проходила регистрация, смог бы сфотографироваться около Знамени победы, которое было водружено над рейхстагом Егоровым и Кантарией. Еще до старта был квест по музею именно по тематике 80-летия обороны Москвы. Весь сценарий был разработан при самом активном участии директора Центрального музея Вооруженных Сил Никонова Александра Константиновича. После старта по сложному маршруту мы направились к Театру Российской армии. Во время переговоров с Чурсиным Иваном Ивановичем, директором театра, он загорелся этой идеей и сказал: «Мы сделаем настоящий концерт».


На ступени театра вынесли декорации, символизирующие эпоху военных действий 1941 года, артисты в костюмах того времени читали «Василия Теркина», исполняли военные песни. Это было очень трогательно.

Следующий отрезок маршрута в легенде, по которой ехали участники, был сделан необычно — по историческим фотографиям этих мест 41-го года. Там были и дирижабли, которые летали над Москвой, и зенитки на крышах домов, и даже сбитые самолеты. И через эти точки пролегал наш маршрут до Якиманки. Так мы оказались в Голутвинской Слободе. Это ткацкая фабрика, которая обшивала Красную армию всем необходимым обмундированием. Многие труженики этой фабрики ушли на фронт, и многие погибли. И внутри двора этой территории находится памятник погибшим воинам.

А.К: Этот памятник мало кто видел, потому что туда же трудно попасть.

А.П: Туда попасть затруднительно, это фактически закрытая территория. И как было трогательно, когда участники соревнований во главе с генеральным директором Голутвинской Слободы Огиренко Андреем Григорьевичем и председателем Федерации независимых профсоюзов России Шмаковым Михаилом Викторовичем возлагали цветы к этому памятнику. Кстати, и Огиренко А.Г., и Шмаков М.В. являются постоянными участниками наших соревнований.


Потом мы приехали еще на более закрытую территорию, на секретный объект. Это действующая воинская часть — 147-я автобаза Министерства обороны. Именно там министр обороны тренируется при подготовке к параду Победы. Мы приехали именно на этот плац, фотографировались около Вечного огня и поднялись в музей. Музей, который обладает исключительной коллекцией автомобилей, принимавших участие в парадах Победы различных годов. Конечно, увидеть эту уникальнейшую коллекцию, начиная с ЗИМов, ЗИСов и заканчивая Aurusом, ну это просто мечта, но неосуществимая для многих людей. Но нам это удалось. Ну и конечно, подкрепиться гречневой кашей с тушенкой с полевой кухни всегда приятно. И когда мы финишировали опять же около Театра Российской армии под песни и стихи артистов театра, это было невероятно волнующе. И все те зрители, которые как раз шли на спектакль, неожиданно для себя увидели необычное зрелище, чудесные автомобили и останавливались, чтобы посмотреть, поговорить и сфотографироваться с участниками.

А.К: Да, люди охотно фотографировались около «Москвича 408», на котором я ехал, а мальчишки просились посидеть за рулем. Уже думаете про следующий сезон?

А.П: Да, конечно, уже сейчас формируем календарь 2022 года и всем темам, которые являются злободневными, уделяем самое пристальное внимание.


P. S. Александр Кобенко: Историческое ралли «Столица» было посвящено 80-летию обороны Москвы. На чем правильно ехать в такое мероприятие? Конечно, на «Москвиче». И конечно, главное тут было участие, тем более что мой штурман Анастасия Александровна узнала о том, что она будет первый раз в жизни штурманом, накануне вечером. Но несмотря на это, русский олдтаймер опередил некоторых матёрых раллистов на всяких роллс-ройсах — см. таблицу))