Когда мы слышим про «Татарское ханство», на ум сразу приходит город Казань и республика Татарстан. Однако, как оказалось, было ханство и гораздо ближе к Москве – Касимовское! И следы татарской культуры очень хорошо видны в нынешнем облике этого города.

Текст: АЛЕКСЕЙ МОЧАЛОВ, Фото: АВТОР И АНДРЕЙ СААКЯН

Чтобы добраться до этого маленького городка на Оке, нужно долго петлять по мелким второстепенным дорожкам, ни одна крупная автомагистраль поблизости не проходит. Но с точки зрения путешествия – это благо, ведь Рязанская область очень богата достопримечательностями, а значит, поездка скучной не станет точно!

В районе чудного городка Судогда, где и по сей день люди целыми семьями по выходным полощат белье и ковры на специальных мостках-пристанях на небольшой речке, есть ничем с виду не примечательное село Муромцево. До последнего времени замок графа Храповицкого, затерянный в чаще заросшего парка, был известен разве что местным жителям. Это один из многих памятников смутному революционному времени. До 70-х годов прошлого века в здании располагался лесной техникум, но замок ветшал и последние три десятка лет нависает немым укором потомкам раскулаченного заводчика. История печальная, и энергетика у места соответствующая. Местная ребятня с удовльствием, но не бескорыстно, водит экскурсии по развалинам, показывает чудом выжившие пробковые деревья и холмы, где захоронены графские собаки. На заднем же дворе дворца, заваленном пивными бутылками и пакетиками из-под чипсов, стоит памятник бойцам, не вернувшимся с Великой Отечественной. К обелиску почему-то экскурсантов не водят...

Путешествия по России часто заставляют вздыхать с тоской о том, как «в былые годы жилось хорошо». Такое же впечатление производит и город Гусь-Хрустальный, известный своим стекольным производством. В центре города можно увидеть Георгиевский собор, в котором сейчас располагается Музей хрусталя. Нам же самым интересным показался настоящий «коттеджный поселок» близ храма, в котором жили заводчане при фабриканте. Так называемые «мальцовские дома», названные по имени фабриканта, рассчитаные на две семьи, и по сей день являются чуть ли не лучшим жилым фондом города. Всего подобных домов насчитывается около восьмидесяти.

Путешествия по России часто заставляют вздыхать с тоской о том, как «в былые годы жилось хорошо»

Для нас Гусь-Хрустальный остался памятен еще одной диковинкой. В городе существует очень сильный мотоклуб, с названием WOLVES MC, и если вам близко мотодвижение, то на житье-бытье местных байкеров посмотреть будет особо интересно! Когда нас провожал к своим владениям Роман – один из активистов клуба, мы даже в самых смелых фантазиях не представляли то, что нам предстоит увидеть на окраине промышленного городка. Подобных клубов нам не приходилось встречать даже за границей. База, естественно, зовется «Логово», здесь и своя мини-гостиница, и ресторан, и мастерская, и даже… настоящий живой волк! Мы, видавшие многое, ходили по владениям местных байкеров разинув рты, как дети. К сожалению, впереди была еще половина дня, и остановиться на постой в столь замечательном месте мы не могли...

Улица города, которая даже на полноприводном автомобиле преодолевается не с первого раза, да и то с разгона!

Не успели мы добраться до Спас-Клепиков, как уже окончательно стемнело, и потому мы сразу отправились на будущее место ночевки – на охотничий кордон в сердце Мещеры. На легковушке в леса не пробраться, но на нашем транспорте проселочные дорожки были вполне проходимы.

Наутро, опять же лесными тропами, мы выдвинулись в сторону Рязани. На одном из прямиков колонна от души разогналась, и после небольшого трамплинчика у одного из Nissan Patrol вдруг хлынуло масло, оставляя черный след на белом снегу. К счастью, «подбитый» внедорожник двигался в середине колонны, и замыкающий автомобиль тут же поднял тревогу. Проблема оказалась в издержках тюнинга – усиленный специальными «косынками» передний мост при сжатии подвески после прыжка пробил поддон картера двигателя... Дальше все просто: буксир-эвакуатор-сервис, а нам же в оставшихся целехонькими трех внедорожниках пришлось потесниться, приняв на борт экипаж обездвиженного сухопутного лайнера.

Посещение самой Рязани в наши планы не входило, а вот в окрестную Солотчу мы свернули с удовольствием. В поселке расположен Рождественско-Богородицкий монастырь, основанный в 1390 году, но самое красивое здесь – природа. Сказочный сосновый лес, кафе и рестораны, гостиницы с пальмами, прямо-таки рязанская Рублевка!
Двигаясь вдоль левого берега Оки, наша колонна добралась до Спасска-Рязанского, перебралась по понтонному мосту на противоположный берег и взяла путь на Кирицы, для чего потребовалось ненадолго выехать на трассу М5 Москва – Пенза. Сразу же ландшафт наполнился бдительными сотрудниками ДПС, зорко высматривающими потенциальных жертв из придорожных раскидистых кустов, и ехать стало скучно и неинтересно, хорошо хоть недалеко.

Усадьба Кирицы отлично видна с трассы, и проехать мимо невозможно. До революции она принадлежала С.П. Дервизу, строителю Московско-Рязанской железной дороги, а проектировал ее Федор Шехтель, автор здания Ярославского вокзала в Москве. Последнюю сотню лет у этого удивительного памятника архитектуры не было настоящего хозяина, и оно пришло в полный упадок. В последние годы благодаря усилиям реставраторов здание вновь заиграло во всей красе.

Местность вокруг усадьбы тоже очень любопытная. Слово «Кирицы» по одной из версий пошло от мордовского «керьцемс» – «рубиться, срубаться». Когда-то здесь пролегал защитный рубеж русичей, оборонявшихся от набегов степных кочевников. В далекие времена в этих местах дружинники князя Евпатия Коловрата сражались с татарскими ордами. Кстати, в селе Фролово даже установлена часовня и памятный камень в честь русского героя. В этом же селе стоит и чудо-беседка, построенная на островке посреди речки каким-то землевладельцем-оригиналом. В пейзаж успешно вписан и ДОТ из железобетонных блоков с выцветшим российским флагом, и древнерусская крепостная стена с въездными воротами с тыльной стороны фазенды. Там же, прямо на дороге, сложно не заметить рукотворный указатель направлений и расстояний до ряда столиц мира, а также до Рио-де-Жанейро, Луны и, конечно же, Солнца! Богата земля русская самородками, ничего не скажешь!

Таких «крепких» деревень, как в этой местности, да еще в таком количестве в России осталось не много. Вдоль Оки тянутся села с ухоженными домами, вдоль дороги – ровненькие заборы, снег тщательно почищен, и даже алкоголиков по улицам бродит раз-два и обчелся! Так, за восторгами, проезжаем крепостные валы, перед нами открывается панорама Старой Рязани, дважды стертой с лица земли сперва владимиро-суздальским князем Всеволодом III, а затем, уже окончательно, Батыем в 1237 г. В чистом поле высится полуразрушенный свод собора Бориса и Глеба, да над обрывом возвышается новодельный каменный крест. А вот вид на заокские дали просто фантастический, можно стоять и стоять, часами обозревая матушку-Русь... Умели древние выбрать место для своих городов, это вам не Питер на болоте!

Касимов – типичный «зимний город». Чем сильнее мороз, тем гуще краски впечатлений

Здесь же и паромная переправа в Спасск-Рязанский, которая, судя по всему, скоро станет понтонной. С нами переправлялась деловая дворняжка размером с упитанную кошку, нетерпеливо ожидая прибытия на берег. Как только мы пришвартовались, собаченция посеменила по дороге в сторону города, но вскоре мы ее все-таки обогнали.

Дальнейший путь напоминал лотерею. По картам самая близкая дорога на Касимов идет через городок Ижевское и Брыкин Бор, однако, по той же карте, предстояло пересечь Окский государственный биосферный заповедник. По логике вещей этого не может быть, но написанному верим.

С каждым километром машин попадается все меньше, городок Ижевское, родина Циолковского, настолько мал, что даже заправка здесь контейнерная, однако приличные магазины в городе имеются, как и сотовая связь. До Брыкина Бора дорога отличная, но в самом конце поселка мы упираемся в здание администрации заповедника. Finita la comedia, приехали! За окном уже опять темно, опрос местного населения показывает, что проселок через заповедник существует, и по нему можно незаметно «проскочить», однако это не наш метод – заповедник есть заповедник. В округе ни одной переправы через Оку нет, а до Касимова-то уже рукой подать! Остается возвращаться в Спасск-Рязанский, затем по трассе М5 двигаться до поселка Шилово, и уже по правому берегу реки въезжать в столицу татарского ханства. Вроде и от Москвы недалеко, а уже такие проблемы с картографией...

Когда колонна прибыла в Касимов, единственное, чего страстно хотелось – заснуть. Гостиниц же в городе нет! Ни одной! Точнее, была раньше, но закрылась за ненадобностью. Добрые люди подсказали, что на трассе есть мотель «У трех дорог», в селе Селизово – пансионат «Приока», а в поселке Сынтул – гребная база «Динамо». Осталось лишь проверить выпавшие варианты. В мотеле номеров не оказалось, пансионат отказался принимать кого?либо без путевок, оплаченных по безналичному расчету (!), и только база гребцов распахнула перед нами свои покосившиеся двери... Удобств минимум, но хотя бы тепло и крыша над головой, да и деревенская дискотека под боком!

Всю первую половину следующего дня мы гуляли по Касимову. Город оказался очень красивый и колоритный. Множество оврагов, красивейшая купеческая набережная, а уж Стырый посад, с удивительным по красоте проселочным серпантином, и вовсе произвел на всех неизгладимое впечатление! Улица города, которая даже на полноприводном автомобиле преодолевается не с первого раза, да и то с разгона!

В Старом посаде расположена одна из интереснейших достопримечательностей этого древнего города, ведущего, как и Москва, свое летоисчисление от Юрия Долгорукого. В центре Руси, в чистом поле стоит мавзолей Авган-Мухамед-Султана, изгнанного в детстве из Хивы в ходе жестокой борьбы за власть. В Касимове он нашел свое прибежище благодаря молодому Михаилу Романову и прожил на рязанской земле всю сознательную жизнь.

Усадьба Кирицы отлично видна с трассы, и проехать мимо невозможно

Наверное, самая известная достопримечательность города – мечеть с минаретом XV века. Это одна из древнейших исламских святынь на Руси, а уж в центральном регионе и вовсе единственная в своем роде.

Город буквально нашпигован необычными достопримечательностями. Например, многие дворы имеют каменные ворота, а большинство красивейших зданий города построил архитектор-самоучка Гагин. Одно из самых известных зданий города – дом Алянчиковых. Здание занимает собой целый квартал, и один дом вплотную пристроен к другому. По преданию, И.О. Алянчикову, когда тот строил свой трехэтажный каменный особняк, кто-то нагадал, что тот умрет как только прекратит строительство дома. Так купец и строил дом всю жизнь, вытягивая здание во все стороны, затратив на это столько средств, что в итоге обанкротился, и после его смерти все здания были пущены с молотка.

Подобных штрихов к портрету города хватило для написания целого романа, чем и занялись, выйдя на пенсию, москвичи Анатолий и Фаина Игнатьевы, перебравшиеся из шумной столицы на родную Рязанщину. Краеведы-энтузиасты, с которыми мы случайно познакомились, пригласили нас в гости, подарили свою книгу «Крест Мещеры» и провели небольшую экскурсию по городу. От них мы узнали, что замля касимовская – буквально кладезь для археологов. Так, местные жители, сажая картошку, то и дело натыкаются на глиняные черепки, ювелирные украшения, инструменты, монеты и кости... Древняя земля, живая история!