Вот уж точно, к высказываниям наших высокопоставленных чиновников о возможном запрете чего-либо надо относиться не менее серьезно, чем к прогнозам метеорологов о приближающемся ненастье — то и другое осечки не дает. Еще два года назад советник президента Игорь Левитин заявил: «Когда ЦКАД введут в строй в 2021 году, то, скорее всего, полностью отменят движение грузовиков по МКАД». Пропустили мимо ушей? Ваши проблемы! Можно, конечно, попенять московским властям за то, что они действовали в режиме спецоперации. Сначала в 20-х числах февраля под предлогом борьбы с последствиями обрушившихся на столичный регион снегопадов закрыли МКАД для транзитных 12-тонников… на пару дней, которые мгновенно трансформировались в год. Каждому живущему в России понятно, что это означает навсегда. Следующий шаг в виде опускания шлагбаума перед стремящимися на МКАД транзитными грузовиками с максимальной разрешенной массой более 3,5 т был неизбежен. В противном случае повторилась бы ситуация, возникшая в 2013 году после введения ограничений для фур на передвижение по МКАД в дневные часы. Перевозчики тогда заменили «тяжеловесов» большим числом грузовиков меньшего тоннажа, в результате чего загруженность основной магистрали столицы лишь увеличилась. Поэтому почти дуплетом очередные запреты распространили и на модели, которые могли бы стать альтернативой нежелательным фурам. Сроки введения новых правил милостиво сдвинули с 5 апреля на 5 мая, обозначив шаг навстречу перевозчикам, забывшим русскую поговорку «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится».
Закрытие транзита грузовиков через МКАД повысит пропускную способность магистрали, снизит аварийность и улучшит экологию. За это должен кто-то платить?
Между тем креститься надо было начинать, по крайней мере, еще в декабре прошлого года, когда объявили о сдаче ЦКАД. Пусть, как водится кое-где у нас порой, 25 из 336,5 км периферийного «кольца» и 3 из 19 съездов с него (против 98 на МКАД) еще в процессе достройки, что ведет к образованию заторов, но затраты на строительство новой магистрали надо отбивать уже сегодня. Времени на раскачку нет! Зато тарифы за проезд по ЦКАД (кроме бесплатного пятого участка протяженностью 45 км) уже есть. Максимальный размер разовой оплаты с грузовика — 1725 руб. При установке транспондера строго определенной компании и соблюдении ряда условий возможна скидка 15-50%, а при установке транспондеров других эмитентов — лишь 15%. Повременим утверждать, что пользование ЦКАД обязательно приведет к росту затрат грузоперевозчиков, тем более что предлагаются и альтернативные маршруты по бесплатным бетонкам А-107 и А-108. Загруженность ЦКАД пока ниже, чем у МКАД. Соответственно, при прочих равных — выше скорость движения, меньше расход топлива. Но, во-первых, тарифы в России имеют свойство быстро меняться, причем лишь в одну сторону. Во-вторых, многие склады находятся внутри МКАД. Чтобы добраться до них, придется либо получать необходимые пропуска, что, как показывает практика, не всегда легко, либо использовать схемы со сменными тягачами, имеющими соответствующие разрешения, либо переносить склады подальше от столицы. И если для крупных грузоперевозчиков проблемы, связанные с перестройкой логистики, в принципе, решаемы, то для мелких и средних они могут оказаться неподъемными. Уход этих компаний с рынка повлечет за собой дефицит предложения, а где дефицит, там и рост тарифов. Между тем расценки на большегрузные перевозки в Московском регионе уже подросли на 15-20% после введения новых ограничений для транзитных фур. А на очереди уже грузовики с разрешенной массой более 3,5 т… Не обернется ли повышение тарифов на перевозки ростом цен в магазинах в условиях продолжающегося снижения покупательской способности населения? Время покажет, а пока примем к сведению заявления московских властей о положительном эффекте нововведений для движения по МКАД: меньше пробок и аварий, лучше экология. За это кто-то должен заплатить? Только не говорите, что для этого достаточно средств, получаемых через транспортный налог, акцизы на топливо и сборы за пробег большегрузов. Есть мнение, что вытрясать из карманов населения надо больше.