Передав в 2012 году техосмотр из ведения полиции страховым компаниям, власти, по сути, просто легализовали коррупцию. Не пройти его не получится — иначе не купить полис ОСАГО, без которого выезжать на дорогу нельзя. Но лишь самые законопослушные автовладельцы, как положено, раз в год приезжали на станции техосмотра. Остальные, ежегодно покупая полис, просто платили страховому агенту за диагностическую карту. Раньше те же деньги оседали в карманах гаишников-проверяющих, а теперь взятку включили в цену техосмотра. Процедура превратилась в дополнительный оброк для бедных — богатые меняют автомобиль раз в три года и не платят ничего, а если у тебя таких бабок нет — не обессудь…
Мало того, если причиной ДТП признавали неисправное техническое состояние, страховщик не спешил переложить вину на техцентр, выдавший диагностическую карту. Не только потому, что она, скорее всего, была «липой». Все проще: ведь аккредитацию техцентру выдавала Российская ассоциация страховщиков — кто же будет взыскивать ущерб с самого себя? Дураков нет.
«С жульем, допустим, надо бороться!» — в точном соответствии с наказом правдоруба-свекра свидетеля Семицветова решили в Министерстве внутренних дел. И эпопея техосмотра вышла на новый виток.
С 1 марта 2021 года должны были вступить в силу новые правила прохождения техосмотра и требования к техцентрам. Готовили их специалисты в погонах из «ГИБДД в сотрудничестве с МВД», не удивительно поэтому, что отныне присутствовать на каждой процедуре ТО обязан инспектор ГИБДД — ну, чтобы присматривать, контролировать. А чтобы было что контролировать, все вновь изобретенные полицейскими спецами изменения свелись в основном к ужесточениям. Новая редакция закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» включает более 80 требований к тормозной системе, рулевому управлению, светотехнике, колесам, двигателю. Но это только присказка, сказка ждет автолюбителей впереди.
Сама диагностическая карта стала электронной, она содержит электронную подпись уполномоченного лица и вносится в единую базу данных ЕАИСТО. Туда же отправляется фото машины в системе координат в момент въезда и выезда со станции (с погрешностью не более 15 м!), да и весь ход осмотра фиксируется на фото и видео. Представляете, каким должно быть интернет-покрытие от Петропавловска до Калининграда и от Якутска до Севастополя? И как должна работать такая система, если автопарк России насчитывает 44 млн машин? Это означает обработку не менее 30 млн диагностических карт в год — с фото и видео.
Едем дальше. В России существует 5300 аккредитованных пунктов техосмотра, но лишь половина из них согласны работать по новым правилам. Ведь для получения лицензии им придется вложиться в переоснащение — нужно приобрести фототехнику, дымомеры, люфтомеры и устройства для проверки светопропускания стекол, оборудовать туалеты. СТО не может представлять собой кустарную мастерскую — по мысли милицейских начальников это должно быть специально подготовленное помещение (высотой 3,5 и шириной 6 метров, глубиной смотровой ямы 1,5 м) с современным диагностическим оборудованием. Но из окон высоких кабинетов на Садовой-Самотечной дальше МКАД Россия не просматривается. Где взять денег на переоборудование, если, скажем, на севере страны техосмотр стоит 300 руб. Выставить цену в 3000 руб.
Глава Госавтоинспекции Михаил Черников заявил, что 69 регионов России обеспечены пунктами техосмотра. Однако в Ингушетии работает только четверть от необходимых станций, в Забайкалье меньше трети, в Кабардино-Балкарии только 38%. Да что далеко ходить — Москва обеспечена пунктами техосмотра лишь на 50%. Большие проблемы ожидаются в Башкирии, Бурятии, Мордовии, Крыму, Приморье, Иркутской, Калужской и Московской областях, на Сахалине. Так что генерал как бы не очень в курсе. Впрочем, Черников «дал указание региональной сети увеличить количество пунктов техосмотра и сроки прохождения техосмотра». Надо полагать, владельцы станций взяли под козырек?
Единственный плюс нового закона — техосмотр раз в 4 года, а не в 3, как раньше
Абсурдность ситуации стала ясна еще в начале года. И 25 февраля премьер Михаил Мишустин приказал перенести срок их вступления в силу на 1 октября. Но полицейские отнюдь не отказались от идеи вернуть под свой контроль столь лакомый кусок, как техосмотр. Они уже разработали систему наказаний — вплоть до уголовных! — для тех несчастных граждан, у кого не хватает средств поменять свой почти новый автомобиль на совсем новый раз в четыре года.
У вас нет диагностической карты? Штраф 2000 рублей, нарушение будут фиксировать дорожные камеры раз в сутки. У вас имеется липовая карта? Тогда грозит ответственность согласно статье 327 УК РФ «Подделка документов». Вы же не могли не знать, что не были на станции. А до кучи вас еще и лишат возмещения в случае ДТП — и не посмотрят, что взносы вы платили много лет, главное, карта у вас неправильная.
Так что осенью начнется новый сезон охоты на бедных автовладельцев. Гаишник останавливает вас, чтобы проверить диагностическую карту. Не левая? Не подделка? Так-так… А почему не горит фара дальнего света? Сотрудник с большой дороги имеет право приостановить действие вашей карты. И тогда у вас трое суток для прохождения техосмотра за свой счет. Не успели, и ДК не появилась в ЕАИСТО? Сбой в электронике, говорите? Какая жалость! И все тот же сотрудник забирает документы на ваше авто. У вас еще и тормозной фонарь не горит? Так ведь при неисправности тормозной системы… И «ласточку» забирают на штрафстоянку.
Спору нет, безопасность на дорогах — дело святое. Только не стоит борьбой за безопасность называть опасную демагогию полицейских чиновников, стремящихся нажиться на бесправном положении автомобилистов. Если бы люди в погонах действительно озаботились безопасностью, то давно бы про-анализировали ситуацию с аварийностью. В 2020 году в России произошло 145 073 ДТП с пострадавшими. Из них из-за неисправностей техники случилось 7658, то есть 5,3%. Это в среднем. Но вот в Красноярском крае на 899 300 авто пришлось 1719 таких ДТП (0,19%, или одно на каждые 523 машины), в Новосибирской области на 832 400 авто — 1010 (0,12%, или одно на 824 машины). А вот в Москве с ее автопарком в 3 675 800 — всего 301 ДТП (0,008%). Так может, заняться изношенным парком в конкретных регионах за пределами московской кольцевой? Может, техосмотр вообще отменить? А дорожных капитанов, майоров и генералов отправить в Красноярск и Новосибирск — следить за безопасностью на конкретных дорогах. Служить Родине не за теплые кабинеты, а за совесть. Глядишь, меньше времени останется новые регламенты и правила писать.