«Те, кому не на что надеяться и нечего терять, – самые опасные люди на свете. Война, Варвара Андреевна, – ужасная гадость. На ней не бывает ни правых, ни виноватых. А хорошие и плохие есть с обеих сторон. Только хороших обычно убивают первыми».
(Эрнест Фандорин, «Турецкий Гамбит»)
Мир без воздуха
Впервые безвоздушные шины для мотовездеходов были представлены на выставке военного вооружения в Вашингтоне в 2012 году. По словам руководителя военного подразделения Polaris Ричарда Хадда, во время испытаний мотовездеход на таких колесах с отверстиями от пуль 50 калибра прошел более 5000 миль. «Ранения» никак не сказались на функциональности покрышек. Шины с упругими резиновыми переборками (структура, напоминающая пчелиные соты) вместо воздуха способны «держать» технику даже при 30% повреждении. Единственный минус таких безвоздушных колес в том, что они пригодны для использования только в каменистых либо сухих районах с твердым грунтом. Применение в наших «грязных» широтах, а также в районах, богатых снегом, невозможно.
Мотоциклы в современной армии ушли на второй план. Военные отдают предпочтение мотовездеходам
Победа 6х6
Шестиколесные мотовездеходы тяжелее и неповоротливее по сравнению с обычными ATV. Однако при этом их внедорожные возможности выше. Еще года два назад единственным производителем таких машин являлся Polaris со своей моделью Big Boss. Удивительно, но одной из первых повторить американский опыт постройки «шестиколесного» мотовездехода решилась российская компания «Русская механика». А в 2013 году свою модель 6х6 представила компания BRP. Любопытно, что мотовездеход Can-Am Outlander 6x6 разработан финским подразделением BRP. Одноместному Outlander 1000 XT (на базе которого и создан «шестиколесник») не просто прикрутили «лишнюю» третью ось, а серьезно поработали над всей концепцией кузовной надстройки и адаптацией трансмиссии к новым условиям эксплуатации.
Без снега
Однако квадроциклы, в отличие от мотоциклов, вряд ли смогут заменить снегоходы. Снегоходы для военизированных подразделений у нас выпускает «Русская механика», что вполне логично и понятно. А вот использование снегоходов в пустыне поначалу кажется болезненной фантазией кинематографистов. Первые машины такого типа были построены сугубо для развлечения богатых арабских шейхов. Но армейские чины быстро сообразили, что такие аппараты в значительной мере облегчат выполнение военных задач в пустыне. SAND-X, созданный для оказания поддержки войскам, построен так, чтобы пересечь пустыню быстро и безопасно. Вездеход разгоняется до 100 км/ч менее чем за 3 секунды и может достигать максимальной скорости в 185 км/ч по пересеченной местности. Полезная нагрузка – до 300 кг, установлена дополнительная – особо мощная – система охлаждения для операций в тропических/сверхжарких условиях.
До Германии
Компания Polaris давно и весьма успешно сотрудничает с военными. Стандартное для военного квадроцикла Polaris оснащение: полностью автоматическая односкоростная трансмиссия, усиленные амортизаторы, стальной задний багажник грузоподъемностью 272 кг, 5-сантиметровый крюк, позволяющий аппарату тянуть за собой груз массой до 680 кг, лебедка, гигантский бак на 44,5 л, более широкие подножки (чтобы удобнее было ставить большеразмерную рабочую обувь), а также электроусилитель руля. В прошлом году американцы заключили контракт на поставку своих военных квадроциклов на платформе MV850 для специальных подразделений немецкой армии. Примерная цена одного «квадровояки» на американском рынке – от 15 000 долларов.
Cпециалисты пророчат большое военное будущее side-by-side, так как они обладают самым широким спектром применения
Испытания
Мотовездеходы уже давно используются многими армиями зарубежных стран. Российские военные пока только присматриваются к ним и проводят испытания. По понятным причинам наши войска не особо горят желанием закупать аппараты, произведенные на территории стран НАТО. На данный момент в испытательном центре Минобороны и в войсках завершился первый этап испытаний квадроциклов отечественной компании «Русская механика». В ближайшем будущем квадроциклам «РМ» предстоит пройти госиспытания, после которых техника может поступить на вооружение ВДВ и других войск.