Александр Шевченко
Генерал-лейтенант, начальник Главного Автобронетанкового Управления
Вопросы задает:
Олег Лозовой
Александр Александрович, каким образом судьба привела вас в танковые войска?
Вся моя семья – военные. Дед был кадровым танкистом, отец служил в автомобильных войсках в Потсдаме. К счастью, и в детстве, и в юности я очень много общался с ними, но в результате сделал выбор все-таки в пользу танковых войск, о чем еще ни разу не пожалел.
Как, на ваш взгляд, эволюционировал русский солдат за время вашей службы в армии? Что поменялось в контексте человеческого фактора?
Главное, что отличает русского солдата на протяжении уже нескольких десятилетий, – это его преданность Родине и высокая нравственность. Я участвовал в двух боевых конфликтах и видел этих ребят в очень непростых ситуациях. Знаете, русский солдат – это уже отдельный бренд. А эволюция, как мне кажется, произошла по большей части в техническом образовании. Развитие вооруженных сил в целом и военной техники в частности потребовало соответствующей подготовки. И сегодня в армию попадают технически более продвинутые призывники, чем например 10 или 20 лет назад.
И все же служба в армии по-прежнему не очень престижна среди молодежи. Чего, на ваш взгляд, не хватает для того, чтобы это изменить?
Вам наверняка известно, что по последнему всероссийскому опросу общественного мнения, доверие к армии выросло до 84%. А что, как не это, определяет престиж? Все призывные кампании, прошедшие за последние несколько лет, выполняются на 100%. Кроме того, растет процент призывников с высшим образованием, и это тоже говорит о многом. Конечно, есть определенная часть людей, которые по каким-то причинам не хотят или не могут служить. Но в целом мы наблюдаем позитивное отношение к армии среди молодежи.
Какие задачи стоят сегодня перед Главным Автобронетанковым Управлением?
По сути, мы являемся связующим звеном между заказчиком в лице Министерства обороны РФ и исполнителем, в роли которого может выступать любой завод или конструкторское бюро. Наш центральный орган несет полную ответственность за поставку военной техники и контролирует все этапы ее производства и последующих испытаний.
Какова история создания автомобилей «Тигр»?
На самом деле необходимость в подобном транспортном средстве возникла у российской армии уже очень давно. Появилась потребность в защищенных автомобилях. Это был первый опыт разработки подобного транспортного средства, доведенный до опытного образца и впоследствии поставленный в вооруженные силы РФ. Конечно, нельзя сказать, что до этого никто не занимался защитой военных автомобилей. У нас был опыт Афганистана, после которого велась разработка машин с так называемым локальным бронирова-нием. Затем была первая операция на Северном Кавказе, в ходе которой возникла острая потребность в технике, которая защищала бы личный состав. Ну а второй конфликт в этом регионе поставил окончательную точку в спорах о необходимости поставки подобных автомобилей для российской армии. Заказ на разработку такой техники был направлен военно-промышленной компании в городе Арзамас, где впоследствии были созданы первые образцы «Тигра».
Почему на «Тигре» нет дистанционной турели?
Спешу вас обрадовать – образцы с дистанционной турелью уже проходят испытания и к концу года, если все завершится успешно, эта версия встанет на вооружение.
Поставляется ли сейчас «Тигр» в другие страны?
Совершенно точно можно говорить о том, что «Тигр» является очень удачным проектом. И, конечно же, некоторые иностранные государства крайне заинтересованы этой разработкой. Но ГАБТУ, как я уже говорил выше, занимается поставками техники для российских вооруженных сил.
Возможно ли использование «Тигра» для гражданских целей? Например, так, как это происходило с американским Hummer?
Вы наверняка знаете, что один из наших чиновников уже имеет в личном пользовании этот автомобиль. Заказать гражданскую версию «Тигра» на заводе в Арзамасе в принципе может любой желающий, причем даже с уровнем баллистической защиты по пятому классу, как у военного образца.
Насколько мне известно, это пуля от снайперской винтовки калибра 7,62 мм и мелкие осколки снарядов. А есть ли у российской армии современное транспортное средство для перевозки личного состава с более серьезной защитой – например, от мин и фугасов?
Еще вчера мы сами задавались этим вопросом, потому как подобная техника или морально устарела или отсутствовала вовсе. Сегодня же подходят к своему логическому завершению ресурсные испытания опытных образцов бронеавтомобилей УРАЛ-63095(99) семейства «Тайфун», построенных по спецзаказу Минобороны РФ на автомобильном заводе в Миассе. Данное транспортное средство относится к классу так называемых защищенных автомобилей и выдерживает подрыв минного снаряда величиной до 8 кг в тротиловом эквиваленте, или обстрел бронебойными пулями калибра 14,5 мм.
Планируется ли установка защиты от РПГ и ПТУР типа «Штора»?
Защита от РПГ будет устанавливаться на некоторые версии бронеавтомобилей «Тайфун». А что касается защиты типа «Штора», то возникает вопрос о необходимости ее установки на подобного рода технику. По большей части она используется на танках, которые принимают непосредственное участие в боевых действиях. Тогда как перед автомобилями «Тайфун» ставится задача транспортировки личного состава, оборудования, вооружения и пр. «Тайфун» – Это первый опыт разработки подобного транспортного средства, доведенный до опытного образца и впоследствии поставленный на вооружение
Какое оборудование иностранного производства использовано на «Тайфунах»?
Сегодня у заводов и конструкторских бюро есть возможность выбирать для военной техники лучшие комплектующие, вне зависимости от того, в какой стране они изготовлены. И это открывает практически безграничные возможности для выполнения требований Министерства обороны РФ к бронеавтомобилям подобного класса. Тем не менее машины «Тайфун» собраны преимущественно из комплектующих отечественного производства.
Есть ли какие-то предпосылки для разработки других бронеавтомобилей на этой платформе и какова судьба «Тайфуненка»?
Потенциал у «Тайфуна» действительно огромный. На его базе можно создать огромное количество техники, начиная от машин связи и автокранов и заканчивая эвакуаторами и мобильными артиллерийскими системами. Чтобы кто-то взялся за их разработку, должен поступить заказ на конкретную модификацию от Министерства обороны РФ – как это недавно происходило именно с «Тайфуненком». В настоящий момент машина проходит ресурсные испытания, после которых она поступит в вооруженные силы России.
И наконец, последний вопрос, который просто невозможно не задать. Что для вас самое главное в машине для ежедневной эксплуатации?
На мой взгляд, гражданский автомобиль должен быть в первую очередь безопасным и надежным. Вообще, эти два фактора уже давно должны быть чем-то вроде стандарта для всех производителей, но далеко не все из них делают такие машины. Ну и, как все уважающие себя люди, я ценю комфорт.