Появление нового «Рейндж Ровера» в Москве вызвало бурную дискуссию, особенно среди владельцев старых. Ответственного за эту революцию директора по дизайну Джерри Макговерна мы встретили на Нью-Йоркском автосалоне, куда он привез свое очередное детище — новый Range Rover Sport.
Директор по дизайну Land Rover.
Приступая к проекту «новый RR Sport», вы ориентировались на какой-то конкретный образ клиента или это автомобиль для широкого круга, как и его возможности?
У Range Rover Sport уже устоявшаяся целевая аудитория. И наши клиенты все время повторяли: «Ничего не меняйте, сделайте его просто лучше, но ничего не меняйте!» Поэтому, что касается Range Rover, то это скорее эволюция. Мы просто сделали его современным, сделали лучше, не меняя глобально. Что касается Range Rover Sport, то здесь немного другая целевая аудитория, помоложе, чем у Range Rover. Эти люди еще в процессе развития, они любят новое. Поэтому Range Rover Sport — это настоящая революция, что для нас очень-очень важно. Таким образом, теперь в семействе Range Rover три совершенно разные по духу модели — Range Rover, Range Rover Sport и Evoque. С нашим брендом Land Rover мы отправились в долгий путь — показали новый Range Rover, Evoque, Range Rover Sport. Мы заменим всю модельную линейку, в том числе и Discovery, а также будем смотреть, как еще развивать модельный ряд. Сейчас дизайн имеет гораздо большее значение, чем раньше, потому что еще не так давно он всецело зависел от технических возможностей автомобиля.
Дизайн был чисто функциональным.
Ну да, можно и так сказать. А сейчас дизайн очень важен с точки зрения привлечения клиентов, люди вдохновляются дизайном. Очень интересно, что ныне дизайн — это не компромисс между красотой и инженерно-технической стороной, наоборот, он теперь лидирует, и уже инженеры и механики думают, как в дизайн вписать всю техническую начинку с необходимыми параметрами и характеристиками. Картина перевернулась. И если посмотреть на новый Range Rover Sport, то он стал больше, длиннее, у него прекрасные пропорции. Это убийственная смесь потрясающего дизайна и гениальной функциональности. Мы к этому стремились.
В чем заключаются революционные изменения в RR Sport?
Прежде всего — техника. Алюминиевый кузов сделал автомобиль почти на 500 килограммов легче. По сравнению с новым Range Rover в Sport 75% деталей новые, это абсолютно другой автомобиль. Благодаря новой конструкции он стал более динамичным, подвижным — улучшились его ходовые характеристики, он лучше оттормаживается, потому что стал легче. А с точки зрения дизайна самое главное — это объем, пропорции и распределение веса, то, как кузов «сидит» относительно колес и крыши. Если вы посмотрите на предыдущий автомобиль и на новый, вы увидите, что они абсолютно разные. Прежде всего это ниспадающая крыша, сужающиеся стекла. Уходящий автомобиль — квадратный, простой, а новый автомобиль — продвинутый. Интерьер — это прекрасная эволюция с точки зрения качества и роскоши. Когда вы в Range Rover, то сидите там, как королева на троне — прямо, горделиво. А в Range Rover Sport вы располагаетесь ниже, находитесь в таком вот личном пространстве, коконе. И мы уменьшили на 50% количество переключателей, они теперь стали более «интуитивными» что ли. Мы оставили коробку переключения передач, сделали меньше руль, он стал более «толстеньким», аккуратненьким для того, чтобы у водителя появилось больше связи с автомобилем.
«Ягуаровскую» шайбочку не стали ставить?
Нет, потому что шайба хороша для Range Rover, где это больше про статус, горделивую осанку, но с точки зрения Range Rover Sport нужно больше динамики, поэтому мы оставили все-таки рычаг переключения передач. Но теперь он похож на джойстик.
Когда я смотрю на такие автомобили, которые вызывают ощущение совершенства, мне всегда жаль дизайнеров, которые потом будут делать какую-то новую модель под этим названием.
Считаю, что этот автомобиль будет пленять не только нынешних клиентов, он будет интересен и новой аудитории, потому что более ей релевантен. У него больше своих характерных черт. Новый Range Rover Sport находится в правильной нише, потому что здорово отличается от Range Rover по своему характеру и совершенно отличен от Evoque.
А можно ли сказать, что если предыдущий Range Rover Sport был более мужским и угловатым, то новый скорее унисекс?
Вы очень правы. И люди тоже так говорят, да и я так считаю. Если предыдущий автомобиль был более квадратным, «прямым», то новый — красивее, изысканнее. Посмотрите на меня — он такой же, собственно, как я!
А что именно больше всего нравится?
Мне нравится все. Обратите внимание: в этом автомобиле мы предлагаем сиденья 5+2 — третий ряд с двумя сиденьями, в таком спортивном силуэте это выглядит очень интересно.
Кстати, посмотрев на Evoque, многие говорят, что это автомобиль для женщин, что у него женский дизайн. Но это совершенно не так! Наоборот, дизайн мужской, просто и женщины предпочитают его за этот мужской, поджарый вид и характер, потому что женщины любят мужчин. Но он просто
более компактный, более маневренный для города, что удобно для женщин, поэтому они выбирают этот автомобиль. С точки зрения дизайна, опять же повторюсь, это как раз мужской дизайн, такой очень поджарый, правильный, и мы никогда не делаем женский дизайн.
Еще один вопрос. Заметно, что многие части нового автомобиля, такие, например, как передние и задние фары, практически идентичны частям Range Rover и Evoque.
Да, мы действительно сделали фары более-менее одинаковыми для того, чтобы сохранить преемственность от модели к модели, но самое главное в этих автомобилях — передать разницу благодаря пропорциям. И фары сужают силуэт и делают автомобиль более компактным.
Вы считаете этот путь правильным?
Я не сторонник унификации. Многие премиальные бренды, в частности BMW, Audi, берут одинаковые элементы и просто либо увеличивают, либо уменьшают автомобили. Для меня все-таки очень важны детали и пропорции, именно детали. Посмотрите на Range Rover Sport, у него фары посажены немного вглубь таким образом, чтобы показать глубину автомобиля.
Получается, что вы, как Крис Бэнгл, не хотите, чтобы автомобили одной марки были похожи друг на друга, как сосиски разной длины?
Все дело в балансе. Очень важно, чтобы каждый автомобиль был хорошо сбалансирован. Когда вы смотрите на детали, вам иногда кажется, что они одинаковые, но когда вы взглянете поближе, присмотритесь, станет видно, что они совершенно разные. Например, если вы смотрите на часы, они могут быть разные, но вы видите, что они из одной семьи, из одного семейства, из одной серии.
Некоторые брутальные клиенты в России сетуют на то, что у большого Range Rover исчез бампер.
Это хорошо. Наши автомобили должны быть более аэродинамичны, у них должны быть более «самолетные» очертания.
Защита пешеходов и законодательство тоже диктуют внешний вид и пропорции. Это угловые размеры, колеса. Видите, когда вы вот так срезаете, соответственно, вы уменьшаете дистанцию между колесом и бампером. Таким образом, когда вы смотрите на автомобиль, кажется, что он более компактный. Люди не любят глобальных изменений в целом, поэтому первоначальная реакция в основном негативная. А когда они всматриваются в автомобиль снова и снова, им перемены начинают все больше и больше нравиться. Это естественная реакция, естественный процесс.
Вы сказали, что сейчас инженеры уже идут за дизайнерами. С чем это связано? Появились какие-то новые материалы, новые технологии или в соответствии с новой тенденцией прошла команда: «Инженеры, слушайтесь дизайнеров»?
Дизайн достаточно авторитетен в нашем бизнесе. Я вхожу в состав Совета директоров Jaguar Land Rover, соответственно, у меня достаточно влияния. И я стараюсь им пользоваться очень аккуратно, потому что мне не нравится искать компромиссы с инженерной командой. Мне хочется, чтобы мы жили более-менее в гармонии. Раньше инженеры чувствовали себя главными, сейчас, конечно, все не так. С другой стороны, наш владелец Ратан Тата тоже очень любит дизайн и склонен считать, что именно дизайн является определяющим фактором, поэтому это тоже облегчает ситуацию.
Может ли дизайнер сделать автомобиль, который не похож на него?
На самом деле, что бы я ни делал, я все время ориентируюсь на клиентов. Если бы я конструировал дом, то думал бы о том, кто будет в нем жить. И если бы я делал автомобиль для себя, то сделал бы его по-другому. Но я все время беру во внимание людей, которые будут ездить на этом автомобиле. Некоторые обвиняли меня в том, что я делаю бренд Land Rover немножечко более гламурным. Но на текущий момент мы реально продаем этот автомобиль не фермерам и не тем, кто выезжает на нем на бездорожье. Мы продаем его людям, которые любят жить красиво, любят окружать себя красивыми, правильными, качественными вещами, и мне тоже очень важно, чтобы эти вещи имели под собой и техническую подоплеку, чтобы они могли очень многое, не были пустышками. И не забывайте, что эти автомобили испытывают и большое русское влияние. Вы помните, почему? Когда у меня есть какие-то идеи по дизайну, я все время показываю их Ольге (русская жена Джерри — Прим.), и она уже говорит, хорошо это или плохо.
Но есть же какие-то моменты унификации Jaguar с Land Rover, и вы работаете над этим совместно?
С точки зрения инженерии, конечно же, мы работаем вместе, но с точки зрения брендов важно сказать, что они абсолютно разные, и нам очень хочется сохранить идентификацию, лицо бренда.
Но мы видим, что там случаются и одинаковые решения...
Ну да, может быть, там что-то и есть, но обычные клиенты этого не заметят. Мы стараемся максимально сохранить идентификацию бренда и хотим, чтобы клиент чувствовал, что он либо в Jaguar, либо в Land Rover.
Спасибо!