Россияне не избалованы победами горнолыжников на международных соревнованиях. Победа Александра Хорошилова на этапе в Шладминге – первая для российских горнолыжников за всю историю мужского Кубка мира. С триумфатором прошедшего сезона беседует Александр Кобенко.
Александр Хорошилов
- Российский горнолыжник, мастер спорта международного класса.
- Родился 16 февраля 1984 года в городе Елизово Камчатской области.
- Участник трех подряд зимних Олимпийских игр (2006, 2010 и 2014).
- Первый и единственный представитель России, выигравший этап мужского Кубка мира по горнолыжному спорту, а также единственный представитель России, становившийся призером этапа Кубка мира в XXI веке.
- Единственный спортсмен нашей сборной, который выступает во всех дисциплинах – от специального слалома до супергиганта и скоростного спуска.
Все, кто следит за горными лыжами в последние 20 лет, привыкли, что русские не только ничего не выигрывают, но и в телерепортажах о них не услышишь. И вдруг такая сенсация: русский парень не только весь сезон в десятке, но и победил в Шладминге. Все спрашивают, откуда он взялся, этот герой?
Если бы вы внимательно следили за горными лыжами, то заметили бы мое постепенное, но постоянное движение вперед. Сначала я закрепился в тридцатке сильнейших, потом перебрался на 19-е место и потихонечку двинулся дальше, зарабатывая очки и приближаясь к основной группе – тем, кто занимает строчки с 1-й по 7-ю в общем зачете. Все происходило постепенно, а не так, что я раньше совсем не умел ездить и вдруг научился, и Кубок мира выиграл. В последние пять лет я сконцентрировался на одной дисциплине, перестал ездить другие, и пошел очень хороший рост.
Значит, фокус в том, что вы сосредоточились исключительно на слаломе, и отсюда такой результат?
Это одна из причин такого стабильного сезона. Больше всего мне понравилось, что в этом году удалось с завидным постоянством держать высокую планку: кроме трех призовых мест и победы я восемь этапов был в шестерке, два раза – восьмым и один – десятым. Другая причина – это большая системная работа по организации тренировочного и восстановительного процессов, основанная как на наших традициях, так и на современном европейском подходе к спорту высших достижений и соответствующей подготовке спортсменов. Хочется сказать спасибо Федерации горнолыжного спорта, Министерству спорта, которые пять лет назад поставили эту работу на новый уровень, обеспечили правильное финансирование и терпеливо ждали результатов. К сожалению, результат пришел не через 4 года, как очень хотелось, а через пять. Но если ничего плохого не произойдет, то, может, выступлю и на следующей Олимпиаде.
Узнав, что мы с вами встретимся, мои товарищи просили выразить вам свое восхищение: мы все следим за вашими успехами и радуемся им!
пасибо им, спасибо всем! Приятно, что есть люди, которые следят за моими выступлениями – многих я даже знаю лично. Они приезжали на соревнования, поддерживали меня, и так здорово, что мне удалось оправдать их надежды. Ведь основная помощь спортсмену нужна не тогда, когда он выигрывает, а когда у него не все ладится. И мне очень приятно, что благодаря окружающим меня прекрасным людям я остаюсь действующим слаломистом и в 30 лет, сохранив при этом хорошее здоровье. Имею в виду, что для горнолыжника я в очень приличном физическом состоянии – как говорится, относительно цел. А ведь в этом возрасте многие из тех, кто показывал хорошие результаты, не могут продолжать карьеру: поясница, колени – физические ресурсы организма исчерпались.
Из чего вообще состоит хороший горнолыжник?
Единой формулы нет. Есть, конечно, системы, позволяющие выводить лучших вперед, но то, что применимо к одному, может повредить другому. Тренер говорит – спортсмен делает. Хотя бывает, что и тренер немножко слеп, и нужно активней взаимодействовать со спортсменом. Мне с моими тренерами удалось наладить диалог, прийти к общему знаменателю, и это принесло свои плоды.
Неужели в тридцать лет еще нужен тренер?
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
А что с психологической подготовкой? В западной прессе вас называют Ice Man – «ледяной человек».
Честно говоря, я не знаю, как они меня называют. Им кажется странным, что человек, выиграв важное соревнование, ведет себя скромно и спокойно? Мне нужно было разбросать лыжи, подпрыгивать и визжать в стиле Сирены Уильямс? Мне и людям вокруг меня откровенно чужда вот такая чрезмерная эмоциональность.
А как вы себя психологически готовите?
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
О чем вы думаете прямо на старте?
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат.
Нормальная спортивная злость должна быть. Но у нас не единоборство, я соревнуюсь, по сути, сам с собой, и чрезмерная злость, излишняя агрессия могут только помешатьИ какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
Может, есть какая-то традиционная мысль, ритуал?
Как-то я сказал одному журналисту, что думаю о розовом слоне. Я имел в виду, что нужно подумать о чем-то таком, что действительно снимет психологическое напряжение. Это не обязательно должен быть розовый слон – подойдет и красный крокодил.
А есть ли в слаломе какая-то тактика? Ведь кажется – ну, что там, объезжай эти фишки, и все...
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
Вот мы и к автомобилям подобрались…
Конечно, я люблю автомобили, но езжу за рулем спокойно. Как-то в день рождения на одном из этапов Кубка мира мне подарили поездку по специальной трассе. А потом профессиональный гонщик меня по этой трассе прокатил в боевом режиме, отключив все системы стабилизации. Вот так я хотел бы научиться ездить.
А как ездите сейчас?
Очень люблю кататься на автомобиле по Европе – можно и под 250 прохватить. А дома, в Подмосковье, я джип вожу. Там, где я родился, по дорогам одни праворукие ездят, ни одной русской машины не встретить. Так привык справа ездить, что слева для меня до сих пор немного необычно. По Европе между этапами мы передвигаемся на Fiat Scudo – это даже не микроавтобус, а минивэн такой. Оставили два передних сиденья – водительское и мое, можно откинуться, когда долго едешь, а вместо задних – лыжи, чехлы, сумки.
А нельзя лично заявиться в Кубок мира, нужно обязательно попасть в команду?
Просто так нельзя. Только через Международную федерацию, она выделяет квоты на каждую страну в зависимости от рейтинга. Начальная, базовая квота – один человек. Если он зарабатывает определенное количество очков, открывается квота на второго. Наберут они еще очки – получите квоту на третьего. Максимальная сейчас у австрийцев – 11 человек. У России в настоящее время в слаломе три человека, в скоростном спуске – два.
А есть какое-то противостояние между слаломистами и спусковиками?
Конечно, мы подначиваем друг друга! Ничего, однако, серьезного, до фанатских стычек дело не доходит, так что сообщение типа «группа слаломистов подралась с группой спусковиков на фоне финишного створа» вряд ли возможно. И между горнолыжниками и сноубордистами тоже отношения вполне дружественные – не знаю, откуда возникли эти байки, никогда такого не было.
Зато среди любителей это встречается. И меня, как горнолыжника, досочники частенько раздражают своей бесцеремонностью: на подъемник лезут без очереди, на склоне рассядутся – не проедешь!
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
Начинали-то вы, разумеется, как любитель?
На лыжи я встал в пять лет, но параллельно пробовал и самбо, и художественную академию, и даже на шахматы мы с братом ходили – дедушка наш серьезно увлекался. А однажды отец проходил мимо школы и увидел, что принимают на горные лыжи – в то время у нас на Камчатке были очень популярны горные лыжи, биатлон и восточные единоборства. Вообще, мне кажется, детям до определенного момента все равно, чем заниматься, – многое зависит от тренера, сможет ли он заинтересовать ребенка этим видом спорта.
И родители не побоялись? Горные лыжи – это ж не шахматы!
Они до сих пор боятся. У нас отец очень спортивный, бывший футболист и легкой атлетикой увлекался, ему 61 год, и он до сих пор айкидо занимается – сам всю жизнь в спорте и нас к нему приучил. Мы с братом занимались в одной группе, потом я уехал за Московскую область выступать, он – за Ленинградскую. Он мастер спорта, на два года старше меня, был членом юниорской команды. Мы и в команду попали вместе, и все детство провели в сборных.
А самому страшно бывает?
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
Самая опасная трасса – Китцбюэль?
Она, конечно, непростая, но не то чтобы страшная… Она интересная. Просто там падений, наверное, больше всего. Сейчас появилась очень интересная скоростная олимпийская трасса в Сочи, мне очень понравилась.
Действительно ли трассу специально поливают водой, чтобы она заледенела?
Если трасса приготовлена хорошо, то она примерно как хоккейный каток – просто лед. Но иногда мешает теплая погода. Обычно под снегом проложена система труб, куда под напором подают воду и намораживают примерно 30-40 см льда. Это позволяет большему количеству спортсменов проезжать по покрытию одинакового качества. А если просто поливать трассу, то замерзнет тонкий слой и быстро превратится в кашу.
Получается, спортсмены все время едут на кантах?
Ну да, это сложнее, чем по пухляку, нагрузка выше – на ноги, на спину, на все, в общем. Поверхность очень жесткая. И зачастую подвески не выдерживают.
В течение сезона вы все время переезжаете с одного места на другое. У вас есть некая база, на которую вы возвращаетесь?
Наш дом в Австрии, недалеко от Шладминга. Независимо от того, где находимся в Европе, между стартами мы всегда возвращаемся туда. Там живем, там есть и склон для тренировок.
Это ведь там, где вы выиграли этап Кубка мира? Потому что трасса знакомая?
Нет, именно на этом склоне не дают много тренироваться, потому что это для общего катания склон – можете туда приехать и кататься на нем как турист.
А почему выбрали все-таки слалом, а не скоростной спуск?
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
Когда наблюдаешь, как спускаются профессионалы один за другим, борьба идет за десятые и даже сотые доли секунды. И вдруг один из них привозит лидерам целую секунду. Как так получается?
На самом деле, это все видно. Смотрите не на самого спортсмена, а немножко ниже, на лыжи. Вот вы поехали слишком прямо, потом вам пришлось доворачивать, и вы потеряли скорость. Или скользите, юзом виражи проходите, а нужно резаными поворотами.
Резаный – имеется в виду по траектории?
Да, и непрофессионалу сложно это увидеть, а на самом деле все очевидно – так и выигрывают секунду.
В чем сила Хиршнера, его можно объехать?
Почему нет? В Шладминге он тоже очень старался. А сила его… Я не знаю, в чем. Вот он такой, сам по себе, индивидуалист, талант. Но честно говоря, я слово «талант» недолюбливаю – мне кажется, Марсель просто очень много работает.
«захожу я себе в номер, а там Анна Феннингер. Удивляюсь и говорю, что, видимо, ошибся номером, а она говорит, что нет». Нет, таких историй у меня не былоВ этом году мы с ним часто тренировались, и я сам убедился, что дело не только в таланте, хотя, конечно, он им не обделен. Но чтобы у всех выигрывать, одного таланта мало – надо вкалывать, не жалея себя.
Может быть, дело в особом питании?
Это вряд ли. Тут нет ничего особенного – спортивное питание, витаминные комплексы.
А мясо едите?
Люблю стейк, больше такой кровавый – практически сырой кусок мяса. В Новой Зеландии или в Аргентине невозможно от такого отказаться.
А вино к стейку?
Честно говоря, к алкоголю я не очень. Иногда позволяю себе кружку пива (это между нами), но так, чтобы загуливать или еще что-то такое... На это даже и времени нет.
У автогонщиков в контрактах записано, что они не имеют права участвовать в других гонках. А как у вас?
А я слышал, что футболисты «Барселоны» не могут ногти себе на ногах подстригать – мол, если из-за случайной царапины начнет нарывать нога и он не сможет выйти на поле... Им даже специальные педикюрщицы положены. У нас жизнь проще, но лишний раз глупо подвергать себя риску.
Горные лыжи – это же профессиональный спорт. Какие заработки у горнолыжников?
Фиксированная зарплата и бонусная система поощрения за определенный результат.
А нашивки на куртках?
Эти бренды спонсируют нас экипировкой. У меня был контракт с производителем лыж, поэтому, собственно, я и езжу на Fischer. Dainese выдает мне очки и каски плюс бонусы за определенное место. Но основная поддержка идет из Министерства спорта и Федерации. В этом году, в январе, после моего подиума, я первый контракт свой подписал – у меня на каске появилась надпись Soelden. На следующий год, может быть, все изменится, но пока мы этим вопросом еще до конца не занимались.
Горнолыжник может, как теннисист или футболист, заработать себе на дальнейшую жизнь?
На определенном уровне спортсмен и впрямь начинает сомневаться в необходимости тренера – как же, он ведь выиграл Кубок мира и сам все знает. Ничего подобного – именно на этом многие обжигаются! Кроме того, очень важен хороший сервисмен – от того, как заточены канты и как нанесен тефлон на лыжах, напрямую зависит результат. И какую модель лыж выбрали именно на этот спуск, именно под эту влажность – это как настраивать подвеску автомобиля и выбирать резину под определенную трассу и погоду. И такой сервисмен у меня есть – и очень хороший. Еще один фактор – физическая подготовка. И, кроме того, люди вокруг вас должны работать не только за зарплату, но и немножечко все-таки за идею. Надо вкладывать в дело душу – иначе ничего не выйдет.
Какие еще виды спорта вам нравятся, какими занимаетесь?
Раньше много играл в футбол, даже в Дмитрове за местный клуб играл. На бокс ходил, йогой занимался. У них очень хорошие восстановительные методики, и не только физические, но и психологические. С нами ездил в команде преподаватель йоги.
Вы выглядите спокойным человеком, а спорт – это борьба и даже агрессия. Как это сочетается?
Честно говоря, не такой уж я и спокойный.
Да? Если что, так сразу в «дыню»?
Ну, насчет того, чтобы в дыню, и такое, конечно, случалось, и сам получал. Конечно, нормальная спортивная злость должна быть. Но у нас не единоборство, я соревнуюсь, по сути, сам с собой, и чрезмерная злость, излишняя агрессия могут только помешать.
А смешные, так сказать, «случаи на уроках» бывали?
Типа того, «захожу я себе в номер, а там Анна Феннингер. Удивляюсь и говорю, что, видимо, ошибся номером, а она говорит, что нет»? Нет, таких историй у меня не было.
Как часто дома бываете?
В месяц дней пять. Но там у нас с утра тренировка, после обеда тренировка. А на выходной я иногда уезжаю в Зальцбург или еще куда-то, но по большей части провожу его в постели, потому что обычно очень сильно устаешь. Лежишь и все.
И не надоедают горы, снег, лыжи, тренировки?
Нет. Бывает, конечно, утомляешься, но как только восстановился, тело снова просится на лыжи. Болезнь, что ли, такая? За свои 25 лет на лыжах у меня не было желания самому уйти, сказать: «Все, не хочу на лыжах кататься, надоело». Такого нет.
Вообще, век горнолыжника...
Разный. Кто-то в 18 лет уже выигрывает Кубок мира, кто-то в 30...
Да, лучше поздно, чем никогда, так?
Лучше вообще когда-нибудь, чем никогда.