Аналитики PWC подвели итоги реализации новых автомобилей в России в первом полугодии и прикинули, как будет развиваться рынок к концу года.

Общий итог, к которому пришли аналитики PWC: игрокам авторынка следует делать ставку на льготное автокредитование, которое вновь запущено в нашей стране. Именно такие программы помогают сейчас выживать автомобильной отрасли во многих странах.И там, где таких программ нет - падение рынка значительно.

В качестве примера приводится Великобритания, где на фоне европейского падения авторынка на 6%, отмечен рост продаж автомобилей на 6%. Причина - на Альбионе самые низкие ставки по кредитам, которые работают совместно с программами утилизации старых автомобилей и стимулирования покупки новых экологичных автомобилей, возврат части денег по страховке дисциплинированным водителям и стимулирование покупок машин эмигрантами.

Аналогичная ситуация в США, где с начала года отмечен рост продаж новых автомобилей на 7,5% благодаря не бывало низким кредитным ставкам (впервые за последние 40 лет). Однако в большинстве развитых стран нет льготного кредитования автомобилей, поскольку ставки по кредитам у них и без того находятся на минимально возможном уровне: 2 - 4% в США, 0,5% в Британии. В России в силу высокой ставки рефинансирования и высокого риска невозврата, ставки кредита не могут опуститься ниже 16 - 18%, и потому требуется их искусственная стимуляция в виде специальной государственной программы.

По мнению PWC, уровень кредитования сейчас составляет примерно 43%, тогда как в США в кредит покупают около 80% всех новых автомобилей. Программа льготного кредитования поможет временно поднять уровень кредитования до 60% и таким образом практически спасти авторынок от краха, ощутимого падения.

В первом полугодии в России продано 1,250 млн. новых легковых автомобилей на сумму 32,6 млрд. долларов, что ниже уровня прошлого года на 6% и 4,7%, соответственно. При этом существеннее всего пострадали отечественные бренды и импорт: на 13 и 12%, соответственно. Причины - перегретость рынка (переоценка его возможностей, и как следствие излишки заказанных машин) и постепенное схождение эффекта отложенного спроса, который всегда активно проявляется в посткризисный период. К ним добавляются неопределенность ситуации в экономике России, удешевление рубля и те самые высокие ставки по кредитам.

При этом эксперты PWC считают, что сейчас авторынок в нашей стране пришел к реальному спросу на автомобили, и дальнейшего падения быть не должно. Более того, в перспективе рынок вновь наберет постепенно силу и будет расти на 2 - 3% в год, как минимум, что вполне нормально для его развития. Развитие программы льготного кредитования позволит дилерам продать дополнительно 80 - 120 тысяч автомобилей, и в итоге к концу года на российской площадке будет реализовано примерно 2,7 млн. новых машин, что всего на 1,5 - 3,0% в зависимости от успешности самой программы.

В этом году программа льготного кредитования стала более привлекательной для потребителей: порог кредитования поднят до 750 000 рублей за льготный автомобиль и покупку не привязывают более к производству автомобилей в России, т.е. купить по льготному кредиту можно любой импортный автомобиль в ценовом диапазоне до 750 000 руб. Следует только иметь в виду, что эта мера носит временный характер. Поэтому без внедрения четко продуманной системы утилизации выбывающих из потребления автомобилей и снижения налогов поддержки рынка в длительной перспективе не добиться.

Покупателям следует также иметь в виду, что сейчас почти все дилеры работают в минус, распродавая свои затоваренные склады, и рассчитывают возместить свои потери на дополнительных услугах и сервисе.