13 Июля 2015, 10:27

Подготовка почвы

Все началось с того, что в нояб­ре 2013 года были приняты очень важные поправки к закону о безопасности дорожного движения, а также изменения в ПДД. Можно сказать, что произошла небольшая революция, полностью изменившая жизнь настоящих и будущих водителей. Вместо 5 ввели 10 категорий и 6 подкатегорий, разграничили обучение и вождение автомобилей с «механикой» и «автоматом», ввели обязательное получение российских прав для работающих водителями иностранцев и т.д.

Очень важный документ

для автошколы «Программа обучения» может стать бессмысленной бумажкой, если на нем не стоит отметка о согласовании от ГИБДД

Одним из самых важных изменений стала отмена экстерната – возможности сдать экзамен после самоподготовки. То есть любой, даже самый виртуозный пилот должен пройти обучение в автошколе. Эти нововведения привели к тому, что любое изменение статуса водителя в России требует соответствующей регистрации – получения нового удостоверения, что влечет сбор полного пакета документов, в том числе и справки из автошколы. Если новые права нужны, когда истек срок действия предыдущих или они были утеряны, то пойдет старый документ о прохождении обучения вождению. Когда же удостоверения получаете впервые или открываете новую категорию – нужно идти учиться. Но и здесь правительство изрядно нареформировало, и с автошколами все совсем не просто.

Скупой платит

Чтобы не было больно за бессмысленно потраченные деньги и время, к выбору автошколы нужно подходить очень ответственно. А все потому, что с 12 августа 2014 года все заведения, обучающие водителей, должны пройти проверку ГИБДД. Тестирование проходят учебные программы конкретной школы и ее материальная база.

Откладываете получение прав до лучших времен? Не стоит. Будет только хуже – дороже и сложнее

И если с первым все достаточно просто – раскидать часы и переписать учебный план под известные требования вполне реально, то оснащенность школы – вопрос больших финансовых вложений. Чтобы получить разрешение на работу, учебное заведение должно располагать полигоном площадью 0,24 га на отработку начальных навыков вождения, запасным автомобилем/мотоциклом/грузовиком/автобусом/прицепом, компьютерными тренажерами, манекенами, наглядными пособиями и прочим

 


  Сергей Лобарев
  председатель «Гильдии автошкол»

Существующая статистика показывает, что кардинально менять всю работу автошкол не было никакой необходимости. Тем более в 2014 году впервые статистика аварийности среди молодых водителей стала меняться в лучшую сторону (с 17 до 13% от общего числа ДТП). В прошлом году на 15% повысился процент сдачи экзаменов в ГИБДД. Оставшиеся после реформы автошколы вынуждены сейчас работать еще более формально, ведь новые программы б­ольшей частью нацелены на «натаскивание» учащихся для сдачи экзамена в ГИБДД у доски и на площадке. Так и не создана единая система авто­образования. Воспитанием водителей по сути никто толком не занимается. Прикрываясь реализацией федеральных целевых программ, чинов­ники лишь создают видимость разъяснительной и пропагандистской работы, а реально воспитывать водителей не хотят, как и помогать тем, кто это пытается делать самостоятельно. И пока не будет согласия в рядах чиновников, педагогов, Минобразования и ГИБДД, пока все не поймут, что работать надо в одной связке, потому что общее дело делаем, никакие реформы не помогут.

Понятно, чего хотели добиться законодатели – искоренить «серые» автошколы, которые, по сути, занимались продажей справок, а не реальной подготовкой водителей. А что в итоге? Требования по переоборудованию и наличию земли привели к тому, что из 11 476 автошкол сейчас в стране могут работать чуть более 4000. Остальные либо закрылись, либо функционируют в полулегальном положении. Впрочем, для таких нелегалов как будто ничего не поменялось – лицензию, выданную несколько лет назад, никто не отзывает и особо не прове­ряет, а на наличие обязательных разрешений от ГИБДД обращает внимание только прокуратура на основании единичных жалоб конкурентов или обманутых учеников.

Narod_hochet_2_.jpg

Только вот обман стал различным. У школ-однодневок схема прежняя: маленький офис, в котором заключается договор на 4 «занятия повышенной интенсивности» за 10 000 рублей. Потом оказывается, что за практику нужно платить отдельно, а справку выдают только после внесения еще одной кругленькой суммы. При этом на какой-то стадии компания может исчезнуть вов­се. Те же заведения, которые работали более-менее офи­циально, учат по нормальному плану, отрабатывая положенные часы и в теории, и на практике, и даже выдают справки. Лотерея начинается на стадии приема экзаменов в ГИБДД, на которые выпускников школ, не имеющих разрешений, допускать, по идее, не должны. Но этот вопрос для большинства как-то решается, а для видимости соблюдения закона из группы выбирают две-три жертвы, по которым идут проверки – действительно ли они прошли обучение в соответствии с требованиями Минобразования. Выбор жертв достаточно прогнозируем – это те ученики, которые уверены в своих силах и хотят сдать экзамен самостоятельно, без возмездной помощи инструкторов.

upr_10_.jpg

По предложенному регламенту 

простой проезд «змейки» без временных ограничений не выявит никаких навыков ученика и станет самым легким на экзамене

Что же закрытые автошколы? Это тысячи уволенных инструкторов и очереди из желающих получить права. Количество таковых не уменьшается, а то и увеличивается. В 2014-м впервые получили водительское удостоверение или расширили категорию 2 466 207 водителей, тогда как в 2013-м – 2 239 794. А поскольку категорий стало больше, то и желающих обучаться теперь наверняка будет еще больше.

Это упражнение получило 

прозвище «карданный вал». Оно кажется простым на первый взгляд, но если соблюсти требуемые габариты, то его не сможет выполнить даже инструктор. Дело в том, что в отведенные створы может проехать только компактный хэтч­бек, а популярные в автошколах «Соря­рисы» и «Поло Седан» не проходят по габаритам

Поэтому обучение лучше не откладывать в долгий ящик, но при этом очень тщательно подходить к выбору автошколы. Помимо лицензии у нее обязательно должны быть утвержденная ГИБДД программа (на титульном листе стоит печать подразделения и подпись его руководителя) и листочек разрешения на обучение, классы для занятий, тренажеры, и самое главное – большая площадка. И не нужно вестись на низкие цены – нормальный курс на категорию стоит не менее 40 000 рублей. Именно эта сумма покрывает основные расходы автошколы на содержание технической базы и выплату зарплат.

Неожиданный экзамен

Но грядущие очереди и повышение цен – не единственный повод для скорейшего прохождения обучения. МВД приготовило новый регламент приема экзаменов, который заметно усложняет получение положительного результата. Первый отсев будет происходить на теоретическом экзамене. Сейчас за 20 минут нужно ответить на 20 вопросов, и результат засчитают при 18 правильных ответах. Новый регламент предлагает за две ошибки ответить еще на пять вопросов за каждую, и только если все будет верным, экзамен будет считаться сданным. Получается, что знать нужно все!

Самым сложным упражнением

для мотоциклистов станет так называемая «колбаса». Сначала нужно разогнаться, пройти «змейку», развернуться, выполнить переставку и остановиться. Все бы ничего, если бы не контрольное время в 25 секунд. При длине площадки 90 метров средняя скорость прохождения составит около 26 км/ч – быстро даже для опытных водителей

Еще жестче станут условия для сдачи первого практического экзамена. Их будут принимать по системе «Зачет/Не зачет», что предполагает отсутствие ошибок вообще. А выполнить всю программу начинающему водителю будет непросто. На «площадке» вместо трех заданий нужно будет сдавать четыре, которые могут быть скомбинированы между собой. Причем в каждой категории появляются такие «номера», которые с трудом выполняют даже опытные водители. Например, у мотоцик­листов появилась «колбаса» – коридор длинной 40 м со «змейкой», кото­рый нужно проехать за 25 секунд. Для категории «В» камнем преткновения могут стать упражнения «Повороты на 90 градусов» и «Въезд в бокс задним ходом». Предложенные схемы указывают такой створ, в который могут вписаться только компактные хэтчбеки, а вот седаны не проходят по геометрическим параметрам. Свои «ловушки» подготовлены и для автобусов, грузовиков, прицепов.

Документ этот уже прошел общественное обсуждение, но замечаний к нему высказано мало. Внесет ли министерство предложенные исправления или нет, не понятно. Даже если уберут практически невыполнимые упражнения или хотя бы изменят их параметры, легче экзамен не станет, а начать применять новый регламент могут в любой момент – для его вступления в силу нужен лишь приказ МВД.

С нас – десять миллиардов

Сложность сдачи экзаменов официально объясняют повышением безопасности на дорогах: якобы по вине новичков происходит каждое пятое ДТП. Но дело в том, что отечественная автоинспекция не вела учета стажа виновников аварий – в протоколах, на основании которых составлялась статистика, даже не было соответствующей графы. А собранная за четыре месяца информация показала, что на дорогах опаснее водители со стажем более 15 лет – на их счету 13 754 ДТП (37,2%), и 5-10 лет – 8839 ДТП (23,9%). А новички виновны в 14% аварий. Четырнадцать, а не двадцать! Есть разница? Может, чем валить все на неопытных водителей, всемерно повышать культуру вождения вообще?

Помимо сложностей с обу­чением, на новичков ляжет и дополнительная финансовая нагрузка. ГИБДД предложила поправки в Налоговый кодекс, принятие которых повысит стоимость получения прав до 6500 рублей. Причем сам «пластик» уже подорожал с 800 до 2000 рублей. В проекте – пошлина за сдачу экзамена, которая в общей сумме составит 4500 рублей. Ладно, хоть каждое из испытаний будет оплачиваться отдельно: 1000 рублей будет стоить теория, 1500 – «площадка», 2000 – «город». Но при этом пересдача обойдется еще в 1000-2000 рублей. Да, подготовка водителей улучшится, ведь никому не захочется пересдавать за деньги. Но даже если все будут сдавать с первого раза (а с новым регламентом это маловероятно), то бюджет ежегодно будет пополняться на очень существенную сумму – от 10 миллиардов.

Вот и думайте, нужно ли откладывать получение прав. Обучение подорожает, экзамены усложнятся, появятся новые пошлины. Так что не ждите, лучших времен не будет.