Первый в мире
Похожая на черную лягушку на зеленом ковре первого этажа детройтского выставочного комплекса Кобо-центр маленькая, немного нескладная машинка поначалу вызвала некоторую даже жалость. Тонкие колесики, какой-то шершавый, небрежно отделанный пластиковый кузов с видимыми заусенцами и неровными зазорами, дешевые, словно наспех притороченные в кабине приборы… Кустарщина!
«Хелло, сэр! – вежливая улыбка расплылась по лицу приветливой женщины, едва она заметила, что человек с фотоаппаратом проявил интерес к автомобильчику. Она явно не желала замечать мой скепсис. – Что такое Local Motors? О, это свободное интернет-пространство и одновременно мастерская, где творчество, сотрудничество и дизайн создают необычные машины».
Теперь любой желающий - во всяком случае в Соединенных Штатах - может заказать в «Локал Моторс» автомобиль, распечатанный на 3-D принтере
Да уж, необычные… Что же в них такого необычного? Даже лет сорок назад в Союзе порой встречались самоделки, более похожие на настоящие серийные автомобили. «Нет, сэр, вы не поняли. Эта машина – первая в мире! Первый в мире автомобиль, распечатанный на 3D-принтере, – американка продолжала улыбаться. – Вы уже побывали на нашем стенде на верхнем этаже?»
И вскоре я узнал много нового. История «Страти», так называлась машинка, началась в мае 2014 года, когда из более чем двух сотен работ, представленных на конкурс компании Local Motors онлайн-сообществом, был выбран проект 49-летнего дизайнера из Турина Микеле Аноэ. «Мне нравятся простые и чистые линии, но самое главное – у этой машины есть характер!» – удовлетворенно отметил член совета директоров «Локал Моторс» и по совмес-тительству гендиректор крупной американской фирмы по производству 3D-принтеров «Мейкер-Бот» Бри Петтис. Итальянец получил приз в $5000 и возможность увидеть воплощение своего дизайна в жизнь.
Не желаете помочь?
«Помогите нам вдохнуть жизнь в крутые тачки» – так звучит девиз фирмы Local Motors, основанной в 2007 году. И в ее производственной программе действительно крутые тачки! Это «Ралли Файтер» за $99 900 – по сути гоночный багги с 430-сильным мотором и пространственной трубчатой рамой, на котором можно стартовать в марафонских автокроссах типа «Бахи-1000», но приспособленный для дорог общего пользования. Дорого? Тогда присмотрите себе мотоцикл «Рейсер» – кастом, спроворенный ребятами из «Локал Моторс» из 1200-кубового «Харлея». Всего каких-то $18 750. А можно за $1700 прикупить трехколесный электровелик для любителей крутого дрифта или ретро-велосипеды с педальным ($3800) либо электрическим приводом. Причем, заказав любую из этих крутых тачек, вы можете сами поучаствовать в производственном процессе: приезжаете в Финикс и помогаете местным ребятам из «Местных Моторов» в сборке. Романтика!
Увешанный прозрачными пластиковыми панелями станок размером с половину железнодорожного вагона деловито гудел, урчал и потрескивал. Энергичный американец лет сорока, в котором довольно легко угадывался бывший морской пехотинец, с довольной улыбкой прохаживался рядом, охотно объясняя желающим суть процесса. Я, разумеется, горел желанием.
Волшебный принтер
«Итак, для каждой машины требуется примерно 726 кг АБС-пластика, перемешанного с карбоном, – начал один из основателей и генеральный директор «Локал Моторс» Джон Б. Роджерс-млад-ший. – Как только гранулят засыпают в машину, начинается печать автомобиля, экструдер выдает 16 кг в час. Печать одного кузова в 212 слоев занимает приблизительно 44 часа. Да, это много. Сейчас мы работаем над снижением сроков – до 24 часов по крайней мере. Второй этап – изготовление более мелких деталей. Когда 3D-печать завершается, начинается фрезерование различных отверстий – для фар, различной арматуры, крепежа и прочего, и через несколько часов все детали «Страти» обретают форму. После того как несущий кузов машины изготовлен и отделан, к нему крепятся трансмиссия, электрика, приборы, проводка, колеса и шины. Потом машину можно окрасить или оклеить виниловой пленкой – и автомобиль готов к продаже в салоне».
В принципе, метод послойной печати (или аддитивное производство, послойное наплавление) не нов. Изобретен он почти тридцать лет назад, и сегодня на 3D-принтерах чего только не делают – от игрушек, украшений, сувениров, мелкосерийных моделей, прототипов до больших пластиковых деталей, человеческих костей и даже искусственных органов. Изюминка процесса «Локал Моторс»: в качестве сырья для экструдера, «выду-вающего» кузов автомобиля, используются не нити, а гранулы, а в пластик добавляется карбон – от 13 до 20 процентов.
Осторожно – АБС!
АБС-пластик – это Акрило-нитрилБутадиенСтирол, ударопрочная техническая термопластическая смола, из которой уже не одно десятилетие льют различные автомобильные детали. Долговечна – в отсутствие ультрафиолета, а вот под воздействием солнечного света некоторые виды АБС могут разрушаться, что и стало причиной одного из самых дорогостоящих отзывов автомобилей в истории. Можно эксплуатировать в диапазоне температур – от 40°C до +90°C. Однако производство 1 кг АБС требует эквивалента 2 кг нефти в виде материалов и энергии. Но главное, при нагреве материала во время производства образуются опасные для человека пары акрилонитрила. Поэтому при изготовлении прототипов по технологии 3D-печати необходимы закрытые боксы с мощными вытяжками и дистанционное управление процессом. А лучше всего, советуют умные люди, вообще воздержаться от АБС-пластика и для этой цели использовать более безопасный PLA-пластик, полиактид.
Ну и, разумеется, «Страти» от «Локал Моторс» стал первым в мире автомобилем, распечатанным на 3D-принтере. Теперь любой желающий может заказать ребятам из Финикса такой автомобильчик. Другой вопрос, много ли найдется желающих купить за весьма серьезные деньги (пока, впрочем, еще не определенные) открытую всем ветрам автомобильку с начинкой от электрического «Рено Твизи» – даже в теплой Аризоне и благодатной Калифорнии такая машинка тянет на дорогую игрушку, не более.
Впрочем, сам Джон Б. Роджерс-младший не особенно этим заморачивается. Да, конечно, первый в мире автомобиль, распечатанный на 3D-принтере, для фирмы из Финикса предмет гордости. Но это далеко не все, что «Местные Моторы» могут предложить мировой автомобильной промышленности. Главное же, как считает мистер Роджерс, ноу-хау фирмы из Аризоны – производство будущего. Вот так, ни много ни мало!
Нажимаешь на кнопочку…
«Прошли дни масштабной экономики, гигантских предприятий, выпускающих сотни тысяч, миллионы одинаковых изделий, – уверяет Роджерс. – Веление времени и отличная альтернатива таким суперфабрикам прошлого – микрозаводы. В первую очередь потому, что они работают на экономику конкретного региона. А пользуясь низкой стоимостью оснастки и разработки продукта с помощью интернет-сообщества, можно выпускать модели на рынок быстрее и за меньшее время при меньших инвестициях».
Изюминка мотоцикла "Рейсер" - воздухозаборник в стиле "Брабэма-ВТ44" "Формулы-1"
По расчетам Роджерса, микрозавод, который находится в пределах 100 км от крупных городских центров, создает более сотни рабочих мест, снижает расходы на транспорт и дистрибуцию на 97%, увеличивает процент перерабатываемых материалов, умень-шает отходы и ускоряет сроки поставки покупателю. Микрозавод «Локал Моторс», работающий по технологии Direct Digital Manufacturing (DDM), позволяет сделать продукт по точной спецификации, но без традиционных и дорогостоящих инструментов и занимает площадь 3700 квадратных метров. Половина из них используется под лаборатории для совместного творчества, исследований, образования и общественных мероприятий. Четверть составляет дилерский шоу-рум и еще четверть – сборочный цех.
Первый в мире автомобиль, распечатанный на 3-D принтере, далеко не все, что «Местные Моторы» могут предложить мировой промышленности
Один из двух микрозаводов вскоре откроется в Ноксвилле, штат Теннесси, второй будет построен в III квартале 2015-го в Нешнл Харбор, недалеко от Вашингтона. К тому времени, как надеются в «Локал Моторс», завершится процедура омологации «Страти» в соответствующих органах, и автомобиль будет пригоден к эксплуатации на дорогах общего пользования. И сразу после этого именно здесь начнется выпуск – точнее, распечатка и сборка – «Страти». А дальше все просто – идете на сайт «Местных Моторов» и нажимаете кнопку “Зарезервировать меня”.
Вернуться в тему "Делать дело - своими руками"
Читайте также: