22 Апреля 2019, 02:36

Майк Робинсон (Mike Robinson),

американский дизайнер, живущий и работающий в Италии. Образование получил в Арт-колледже в Пасадене, где учился вместе с Крисом Бэнглом в 1998–2001 гг. Главный дизайнер фирмы Lancia. В 2001–2002 гг. – исполнительный директор по дизайну фирмы Fiat. С 2009 года главный дизайнер воссозданной фирмы Bertone

Лет 70 тому назад, когда ателье Bertone только начинало свое сотрудничество с Alfa Romeo, любой построенный этим альянсом автомобиль неизменно срабатывал мощным посылом будущему: «Так будет!» И мировой автодизайн вскоре действительно становился именно таким. Со временем предвиденье итальянцев вошло в норму, а бренд Bertone на протяжении почти ста лет являлся синонимом автопрогностики развития мировой моды и стиля.

Так было в конце 50-х годов, когда ателье Bertone представило серию аэродинамически настроенных берлинетт Alfa Romeo В.А.Т., взглянув на которую, весь дизайнерский мир на долгие годы заболел аэростилем. Так было в конце 60-х, когда клиновидный силуэт прототипа Alfa Romeo Сarabo указал автоархитектуре 70-х дорогу к храму под именем Lamborghini Cоuntach – все это было. Затем Нуччо Бертоне умер, и до недавних пор его наследники делили его имя. Делили с целью обустроить и начать дело по-новому. Но дело не ладилось.

Alfa Romeo Pandion Bertone

Пару раз различные по составу объединения родственников Бертоне объявляли о возрождении бренда, и были даже построены несколько прототипов. Но золотого века Bertone не вернуть, как не вернуть виртуозного мастерства итальянских ремесленников. Увы, в том первозданном виде оно более не востребовано, и руку с молотком заменили станки ЧПУ, а стальной лист вытесняется углепластиком. И в Турин за дизайном больше не едут. Мировые автопроизводители справляются сами.

Alfa Romeo Pandion Bertone

Из этого видеоряда рождалась философия алгоритмического дизайна. Автор концепции интерьера – Стефано Де Симоне

Свершилось: в 2010 году Женевский автомобильный салон был дополнен стендом Bertone со стоящей на нем эпатажной берлинеттой Alfa Romeo Pandion, созданной под руководством американского дизайнера Майка Робинсона. Все как и раньше? Что касается философии дизайна, то да, ведь Робинсон хорошо известен своими пристрастиями к арт-дизайну – вспомните интерьер концепта Lancia Dialogos, похожий скорее на выставочный стенд альтернативной мебели, чем на автомобильный интерьер. В остальном все по-другому. Pandion – это прогностическая модель будущего от Bertone? Нет, ведь в основе автомобиля – обычное дорожное шасси классической компоновки с 400-сильным устаревшим и экологически не совсем дружелюбным двигателем, который в сравнении с любым современным гибридом выглядит словно пришелец из Юрского периода. Правда, компоновка Pandion обусловила не совсем привычную форму и подзабытый силуэт, продиктованный смещенным к задним колесам салоном. В сравнении с распространенной сегодня автоархитектурой, где все выглядит наоборот и салон придвинут к передним колесам, кузов Pandion выглядит свежо и оригинально.

Alfa Romeo Pandion Bertone

Ритмический повтор биологического мотива – основная тема дизайна интерьера и каждой его детали. Стрингер-хребет – основа всей внутренней организации автомобиля

И это все? Нет. Еще у берлинетты невиданно большие двери, которые, открывшись, словно половинка ножниц, увеличивают высоту автомобиля до 3643 мм, что делает его гаражное хранение проблематичным. Зато образ очень точно воспроизводит внешность летучей рыбы. В результате перед нами арт-объект, сравнимый в своем назначении с предметом высокой моды да еще созданный под девизом «Назад к биодизайну». Что-то неохота… Вспомним, какую тоску навевали образы рыбин, воплощенных в многочисленных образах автомобилей конца прошлого века. Но философия Pandion бескомпромиссна: о водной стихии напоминает стиль интерьера, всецело построенный на ассоциациях с животным миром. Сомнения прочь: кузов автомобиля подобен биологическому организму.


В результате все это действительно напоминает внутреннее строение некоего биоорганизма – в частности, налицо ассоциации с отшлифованным морем остовом моллюска, выброшенным волной на берег. Похоже, но наводит на невеселые мысли, и становится немного не по себе, биоассоциации множатся, и автомобиль превращается в безмолвную, холодную и строго симметричную рыбу: продольная ось симметрии становится доминирующей темой в композиции автомобиля. Эта тема доминирует как внутри, так и снаружи автомобиля.

Alfa Romeo Pandion Bertone

Канонический щит альфовской облицовки радиатора сменяется безмолвной темнотой впадины рыбьего «рта». Оптика типа LED максимально интегрирована в кузовную поверхность и на первый взгляд неприметна и не выглядит обособленной деталью. Все это наводит на вопрос: знакомы ли авторы дизайна Pandion со всем творческим наследием Нуччо Бертоне? Вот, например, в одном из своих интервью в 60-е годы прошлого века маэстро заметил: «Дизайн автомобилей в ХХI веке будет отличаться способом открывания дверей и формой светотехники». Так будет, а вернее, уже было, и мода на биодизайн отшумела в мире автодизайна в конце ХХ века и в том виде вряд ли уже повторится.

Alfa Romeo Pandion Bertone
Посмотрим, что же осталось от концепции Pandion в «сухом остатке»? Двери-крылья и эпатажные детали, напоминающие стильную бижутерию, какой представляется, например, тема поверхности, набранной из закрученных вихрем обломков то ли ножей, то ли перьев упомянутого морского ястреба. Вполне возможно, что кто-то разглядит в этом что-то еще! Все верно, ведь концепция Alfa Romeo Pandion – это объект арт-дизайна, а вовсе не средство транспорта, и ей заготовлено место в музее среди других предметов современного изобразительного искусства и дизайна, и так будет, ведь на кузове Pandion укреплена маленькая готическая буковка «b» – былой символ безошибочной прогностики мировой автомоды. Однако не будем забывать о неестественно больших дверях, которые не позволят поставить прототип в экспозицию большинства музеев дизайна или галерей современного искусства… Что ж, бывает и так, ведь истинный Статус Арт!