20 Мая 2019, 13:36

Верджил Экснер
Верджил Экснер (Virgil Exner),

Уйдя от Chrysler, к 1944 году Экснер собственноручно вылепил из пластилина почти весь модельный ряд Studebaker – так сложился утонченный послевоенный стиль прославленного бренда

Напомню, что для автодизайна это была эпоха «детройтского барокко», и рыночный успех дизайна определялся деталью, ее пышностью и декоративностью. Но автомобили от Экснера отличались чистотой и лаконичностью, а стиль времени и его дух выражали огромные хвостовые кили или плавники на задних крыльях кузовов. И это тоже была деталь, но не аляповато вычурная, а отточенно изящная, выражающая саму суть эмоций от движения и езды, ведь Экснер страстно верил, что гигантские кили помогали стабилизации движения на больших скоростях. И пусть многие его работы на эту тему сегодня кажутся наивными, главное, что все сделанное им имело хорошую перспективу развития и совершенствования. За это качество в Америке его прозвали провидцем.


Увлеченность Экснера аэродинамическими формами, увенчанными килями-стабилизаторами началась с конца 40-х годов. Макет концепта Tesco (1944)

Как у всякого одаренного человека, у Экснера были завистники и недоброжелатели. В результате, он сначала был вынужден уйти от Studebaker, а в 1966 году, обвиненный в неправильной стратегии продвижения компактных седанов Plymouth, и вовсе оказался не у дел. Но сидеть в 55 лет без любимой работы он не смог и придумал себе занятие-игру. Нет, Экснер не отгадывал кроссворды и не читал комиксы, он стал прикидывать как мог бы развиваться стиль… не состоявшихся и исчезнувших брендов. Он фантазировал, как бы могли выглядеть модели Paсkard, Bugatti, Stutz и Duesenberg.


Апофеозом эпохи хвостовых килей стала модель Chrysler 300С, воспроизводившая образ, найденный в макете прототипа Chrysler 613 (1955)

Образ Duesenberg запечатлелся в его сознании наиболее ярко благодаря детским воспоминаниям, когда в возрасте 7–8 лет на автомобильной выставке в Детройте он не смог удержаться от соблазна и, осторожно высвободив свою руку из руки отца, подлез под канат ограждения стенда и прикоснулся к изгибу переднего крыла символа американского автомобиля 30-х годов – роскошного Duesenberg SJ. Затем он долго рассматривая свое отражение в луноподобных кругляках гигантских фар и, почти не дыша, пообещал себе когда-нибудь тоже сотворить подобное чудо. Но как это можно, ведь мода на такие формы отшумела много лет тому назад и тех лет уже не вернешь!


Проект, опубликованный в журнале Esquire, был посвящен реконструкции исчезнувших американских брендов. Stutz воплощал самые дерзкие мечты автомобилистов 30-х годов: кузов «тарга», спицованные диски и горизонтально расположенное запасное колесо, двухцветная окраска шасси (тогда было модно окрашивать шасси контрастно по отношению к кузову). Красный Mercer был наиболее свободен от влияний исторического аналога, но содержал в своей внешности многочисленные элементы новой стилистики: безстоечное остекление, отсутствие бамперов и открытые колеса

Оказалось, что все возможно. Сохранившиеся на всю жизнь ощущения остро напомнили о себе спустя почти 50 лет в 1963 году, когда, оказавшись без любимой работы, он сидел с сыном на диване в гостиной и выдумывал себе хоть какое-нибудь занятие. Нужно признать, что мода начала 60-х уже не предполагала килей и пышного декора; американский стайлинг томился в жестких рамках унылого «бокс стиля», наложившего табу на кривые и чувственные линии, где даже форма фар подчинялась форме прямоугольника. Тут он и вспомнил тот самый Duesenberg и представил, как мог бы выглядеть король американских дорог сегодня.


Duesenberg получился излишне экстравагантным,
за что и подвергся авторскому упрощению и уже с кузовом «седан» был построен в одном экземпляре

Packard не повезло больше всего – построен не был и на моду никак не повлиял

Конечно, чтобы соответствовать моде, он стал бы чуточку угловатым, но величие монумента не утратил бы ни за что, и обязательно сохранил бы декор и форму облицовки радиатора, V-образность формы переднего двухэтажного бампера и восхитительную линию передних крыльев – ее пренепременно нужно восстановить! Именно с этими мыслями Экснер взялся за карандаш. Так родилась серия исторических реконструкций, а с ней и метод римейка или «ретрофутуризма в автомобильном дизайне ХХ века», как назовут его в наши дни, когда будут созданы New Beatle, Mini, Bugatti и Fiat 500, и ко всем им придет ошеломительный успех.


Длиннющий капот и пулеобразные завершения передних крыльев Stutz Beardcat и хромированный корпус с декорированной облицовкой исторического радиатора стали фирменными знаками всех исторических реконструкций Экснера (1966)

Из четырех реконструкций Экснера только обновление марки Packard прошло незамеченным и не было воплощено в живом автомобиле: слишком широкими казались задние стойки в стиле «panel Broogham», которые закрывали боковой обзор. Реинкарнации «Мерсера» была создана в единственном экземпляре в 1966 году как Меrсеr Коbrа, а его седан Stutz Blackhawk даже продавался в небольших количествах в 70–80-е годы.


Вирджил Экснер позирует у единственного экземпляра возрожденного Duesenberg, построенного итальянским кузовным ателье Ghia. Абрис колесных арок напоминает изгиб крыльев исторического «Дюзи», аутентична и форма облицовки радиатора (1964)

Но, конечно, самые большие надежды Экснер возлагал на Duesenberg, ведь у идеи реконструкции стоял сам Фриц Дюзенберг – сын одного из основателей фирмы. Имелись и деньги торговца недвижимостью из Техаса барона Мак-Маниса-младшего, готового вложить в проект $5 млн. Фриц пытался довести новодельные Duesenberg до серийного производства на заводе в Индианаполисе, где его отец и дядя строили великие автомобили 30 лет назад. Используя былые связи Экснера с фирмой Chrysler, прототип D получил двигатель Chrysler в 425 л.с., 17-дюймовые спицованные колеса и шасси Plymouth. Постройку кузова взяло на себя итальянское кузовное ателье Ghia, которое в 1964 году и построило ходовой макет автомобиля c кузовом «брогам седан». Ремейк был готов к производству и продажам за $19 500 – и это при цене самой дорогой модели Chrysler и Imperial Le Baron в $6000! Эта высокая стоимость и сгубила проект, который несмотря на это остался в истории как истинный Статус Арт.