Известно, что в нашей истории все же существовали автомобили, внешность которых не вызывала подозрений в копировании зарубежных образцов. Первое место в этом коротком списке занимает «Победа». Идея постройки прототипа под названием ГАЗ-М25 (имя «Победа» М20 с 1945 г.) зародилась в конце 30-х годов, когда после проведенной модернизации стало понятно, что резервы по совершенствованию образа ГАЗ М-1 («эмка») полностью исчерпаны.
Тогда же художник Валентин Бродский и выполнил серию эскизов автомобилей, характеризующихся покатой задней частью кузова типа «фастбек», отсутствием выступающих подножек и единой поверхностью боковины. Работу прервала война. Возобновилось проектирование в 1943 году, когда и были выполнены первые компоновочные чертежи и к работам были привлечены кузовщик Юрий Сорочкин и заводской художник Вениамин Самойлов, которому и будет принадлежать авторство рисунка и пластики серийной «Победы».
Как всегда, схожие идеи в автомобильной моде уже витали в воздухе — со всей очевидностью форма современного автомобиля стремилась к монообъему. Однако никто из зарубежных производителей того времени (скорее всего, по причинам коммерческого риска) не отваживался начать серийный выпуск автомобилей понтонной формы первым… Нам же, лишенным выхода на зарубежные рынки, терять было нечего. Любопытно, что экспериментальные работы с кузовами, своей формой напоминающими перевернутую лодку-плоскодонку — понтон, в середине 30-х годов проводит Voisin и ателье Pinin Farina.
В серийном производстве ближе всего к воплощению этих идей подошли в Детройте. Модели Ford, Studebaker и Buick последних предвоенных лет всем своим видом демонстрировали намерения стилистов в ближайшее время покончить с выступающими из боковой поверхности подножками и крыльями, а заодно и с торчащими спереди фарами и запасными колесами сзади. К чести кузовщиков ГАЗа необходимо отметить, что в такой ситуации им удалось найти индивидуальность стиля.
Творить в русле явной тенденции, да еще мирового уровня, и при этом избежать повторов всегда непросто. Тем более что многие внутренние панели кузова и конструкция пола были заимствованы у Opel Kapitan (1938), а двухобъемный кузов по своей форме был близок к «базовым телам», разработанным в 30-е годы немецкими исследователями аэродинамики. Некоторые из «тел» к тому времени уже послужили прекрасной основой для архитектуры, к примеру, Tatra 87. Благодаря этому «Победа» получила врожденно малый коэффициент аэродинамического сопротивления Сх — около 0,31. Естественно, что вместе с аэродинамикой наш автомобиль унаследовал и стилистику «стримлайн», находившуюся перед войной на пике своей популярности.
Эксперименты с кузовами, своей формой напоминающими перевернутую лодку — понтон, с середины 30-х годов проводили многие европейские фирмы
Ее яркий язык нивелировал внешность многих предвоенных автомобилей, доводя их сходство до курьеза. Серийная машина, уже под именем «Победа», не стала исключением и два года спустя обзавелась двойником — английским автомобилем Standard Vanguard. Заподозрить дизайнера Уильяма Белгроува в плагиате трудно, вероятнее всего, он про советский автомобиль и не знал, зато, по его собственному признанию, увидел на улице и даже зарисовал американский Plymouth Salon 1942 года, в форме которого сумел разглядеть ключ к пониманию стиля послевоенного автодизайна.
На несколько лет раньше этот же ключ сумели разглядеть и на ГАЗе и весьма профессионально его использовать. Однако у «Победы» проявились и недостатки, которые, впрочем, можно отнести к разряду врожденных для кузова типа «фастбек», а не к просчетам разработчиков. Так, нарекания вызывали небольшая высота над вторым рядом сидений и ограниченный обзор через заднее окно. В этой связи через два года предпринимается попытка модернизации двухобъемного кузова в трехобъемный с выступающим багажником. Но изменения в несущей системе выходили слишком значительными, и от идеи модернизации отказались, оставив уникальный образ «Победы» в покое, а заодно и в категории Статус Арт, что сегодня видится вполне заслуженным.