10 Сентября 2019, 15:23

Дизайн этого культового автомобиля не был спроектирован специалистами Willys. К нему причастны многие. В частности, основа композиционной идеи легкого автомобиля для разведки была зафиксирована в виде быстрого наброска, выполненного оставшимся неизвестным членом Хозяйственного управления американской армии (QMC) в 1940 году. Потребность в таком автомобиле была чрезвычайной.


Один из двух предсерийных прототипов джипа модели Quad, построенных в 1940 г. фирмой Willys-Overland по образцу и подобию модели Bantam

США готовились к скорому вступлению во Вторую мировую войну. Как всегда, наиболее продуктивно сработал тендер, и из нескольких потенциальных производителей был выбран один – компания American Bantam, представившая прототип Mark1 в означенный условиями задания срок. Инженер Чарльз Пробст, один из разработчиков второй, а затем и уже серийной модели внедорожника, вспоминал, что во время испытаний шасси Mark1 один из членов комиссии прямо в поле набросал все ставшие каноническими признаки будущей породы «джипов».


Первый серийный Willys-Overland МА отличался от прототипа упрощенными крыльями, обрезанным «носом» капота и рамкой ветрового стекла с перегородкой. (1941)

На листочке из блокнота был изображен узкий автомобиль без крыши и дверей, с плоской боковиной и удачным эргономичным проемом, через который можно было удобно и, главное, быстро усесться за руль. Заметны были и очень низкие борта, отлично подходящие для удобства заброски в кузов военной поклажи и посадки на задний ряд сидений.


Созданный для военных действий «джип» сразу же окунулся в войну. 2643 машины марки American Bantam BRC-40 попали по ленд-лизу в СССР, где получили прозвище «бантик». 600 000 джипов марки Ford и Willys-Overland в основном воевали в армиях союзников. В частности, в 1944 году участвовали в десантной операции в Нормандии

Также была подчеркнута прямоугольная в плане форма задней части кузова, что идеально подходило для рационального размещения армейской рации, канистр, ящиков и других нужных на войне вещей. Передняя часть капота и защитная решетка радиатора оставались неразработанными, но были различимы довольно пластичные крылья и защищенные решетками фары.


Прямоугольная форма кузова идеально подходила для размещения в нем армейской рации, канистр, ящиков и другого нужного на войне оборудования

Естественно, что свой вариант «лица» фирма Willys постаралась сделать в фирменном ключе конца 30-х годов – sharknosed («акулий нос»). Так, первый прототип Quad обрел скругленный спереди капот и цилиндрическую облицовку радиатора. В результате, заказ на 600 000 автомобилей был поделен между Ford и Willys, а построенные под маркой Bantam BRC («бантик») 2643 автомобиля почти все по ленд-лизу попали в СССР. Понятно, что Willys получал от военных поставок большую прибыль, и его руководство серьезно задумалось о послевоенном развитии модели.


Одной из первых копий джипа (Bantam BRC-60) стал отечественный ГАЗ-64, прозванный за это «Иван-Виллис» (1941)

Для этого в 1942 году фирма приглашает на работу над гражданским проектом Jeep известного дизайнера Брукса Стивенса. Тема конверсии американской военной промышленности уже носилась в воздухе к середине войны, и о будущей судьбе успешного новобранца думали многие. Например, известный стилист Джон Тьярда, придумавший в 1936 г. прекрасный Lincoln Zephir, предложил создать на основе конструкции джипа мировой автомобиль, благо тысячи машин оказались разбросанными по большинству стран и материков Земли, а выпуском запасных частей к ним отлаженно занимались сотни фирм.


Пластический ключ военного джипа успешно эксплуатируется современными автодизайнерами Chrysler. Jeepster Concept (1998) и Jeep-Willys Concept (2001)

Но это предложение не прошло. Стивенс разработал прототип Willys-Overland 6/66, бесславный путь которого закончился в железнодорожной катастрофе, где погиб и один из ведущих инженеров нового автомобиля. К 1944 году Стивенс разработал множество вариантов гражданского Jeep. В 1946-м был построен прототип с цельнометаллическим закрытым кузовом на новой раме.


Первой моделью гражданского джипа стал закрытый Station Wagon, внешним видом напоминавший цельнодеревянный «woody» (1946). Вторая модель была выполнена в спортивной стилистике и очень пришлась по вкусу молодежи (1948). Автор дизайна обеих машин – Брукс Стивенс

По сути, от вояки оставалось лишь «лицо». Подобно участнику войны, грудь которого была украшена боевыми орденами, джипу уступали места, и он успешно дебютировал в классах семейных, коммерческих и всепогодных автомобилей. В 1948 году Стивенс создал даже спортивную модель Jeepster, задор которой вот уже более 60 лет питает стиль последующих 8 поколений с симпатичным «лицом» истинного джипа.